Юный мультипликатор 72 часа 1 год

Содержание
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Учебно–тематический план
Содержание программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Методические материалы
Формы аттестации/контроля
Список литературы
Оценочные материалы

3
6
7
8
10
12
14
14
14
15
15
17
20

2

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа относится к технической направленности и ориентирована на развитие
технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научноисследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что мультипликация способствует развитию
творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых
является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. При занятии
анимационным творчеством у детей развиваются многочисленные навыки присущие множеству
профессий и специальностей, задействованных в процессе создания анимационного продукта, за
каждым серьезным мультфильмом, клипом, роликом стоят целые конвеерные производства с
армией в тысячи разнопрофильных специалистов технической и художественной
направленности.
Разнообразие технологий создания анимации, с которым обучающиеся познакомятся на
занятиях, раскрывает перед ребенком огромный мир возможностей, с помощью которых он
сможет поделиться своей уникальной идеей и посылами с другими людьми.
Анимация имеет большой потенциал, как в современном искусстве, так и в образовании, и
является неотъемлемой частью визуальной культуры нашего времени. Ребенок может найти себя
в любой сфере деятельности, участвующей в анимационном производстве, что послужит
ориентиром для будущей профессии.
Актуальность программы
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
3

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.
Часть программы может реализоваться с помощью дистанционных образовательных
технологий (ДОТ).
Нормативно-правовое обеспечение ДОТ в Свердловской области.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 г. № СК 150/3
«Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 г. № ДТ-41/06
«Об организации дополнительного образования детей в дистанционной форме обучения»
- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по
организации дистанционного обучения от 20.03.2020 г.

4

Отличительная особенность программы
Программы, существующие в области мультипликации, чаще всего имеют
узкоспециализированную направленность. Разработчик данной программы объединил в одну
дополнительную общеразвивающую программу несколько методов и техник реализации
анимационных фильмов (как материальных: перекладная, пластилиновая, так и нематериальных:
компьютерная 2d анимация), для составления более полного представления о специфике
мультипликации в разных сферах её применения. Это обеспечивает вариативность и позволяет
обучающимся познакомиться с разнообразием техник, определиться с выбором направления для
будущего профессионального развития.
Во время прохождения данной программы развивается воображение, навыки рисунка и
работы с пластическими материалами, что позволяет создавать более сложные и интересные
синтетические произведения в результате. Развитие воображения, расширение кругозора
способствуют успеваемости обучающихся и по общешкольным предметам.
Адресат общеразвивающей программы
По возрасту – программа рассчитана на возрастную категорию детей 7 – 10 лет. Набор в
группу осуществляется путем подачи заявления от родителей обучающегося и заключение
договора об образовании. Предварительной подготовки обучающегося не требуется.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы с сентября 2025 года по май 2026 года.
В данной программе используется групповая форма организации деятельности
обучающихся, набор детей в группы свободный, группа профильная, состав постоянный, в
группах по 8-15 человек.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность работы за компьютером 15 минут.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов
и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной
программы и возраста воспитанников.
Объем общеразвивающей программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 72 часа.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу
- Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития дошкольников.
- Принцип индивидуального подхода. Основывается на индивидуальных особенностях
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий,
поддержки инициативы детей.
5

- Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное
сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
- Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в
определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
Перечень форм обучения
Ведущей формой организации обучения является индивидуально-групповая. Наряду с
групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение
дифференцированного подхода к обучающимся.
В процессе обучения используются следующие формы организации занятий:
- фронтальная: дети под руководством педагога выполняют одинаковую работу, работа
педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
- коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми детьми одновременно, дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность
и взаимопомощь;
- индивидуальная: выполнение ребёнком индивидуального задания.
Формы проведения занятий
Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся
занимаются изучением теоретических аспектов создания мультфильмов.
Практическое занятие – на таком занятии обучающиеся:
- придумывают сценарий,
- разрабатывают и создают персонажей,
- фон и фоновые объекты,
- придумывают сюжеты,
Занятие «Творческий поиск» - на таком занятии проходит коллективное обсуждение
замысла проекта, придумывание сюжета, разработка персонажей или проработка ролей,
особенностей мультфильма.
- Занятие за компьютером - на таком занятии дети занимаются изучением новых программ
для создания растровой, векторной графики программ для создания мультфильмов и решением
возникших проблем.
- Показ – открытый (для всех) или закрытый (только для обучающихся) показ проектов.
Форма подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, защиты проектной работы, представления
портфолио. Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия.
Важным показателем работы ребёнка и педагога, является «Портфель достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям
труд и т.д.), а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
По завершению обучения по программе подведение итога – создание мультфильма в
программе MS Power Point, мини-анимации на Scratch, пластилиновой анимации.
Цели общеразвивающей программы:
Цель программы – раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой
индивидуальности посредством решения задач и проблем в сфере мультипликации.

6

Задачи:
Обучающие:
• Сформировать базовые навыки работы с некоторыми видами анимации: перекладной,
пластилиновой и компьютерной;
• Дать представление об основных принципах анимации и биомеханики в анимации;
• Дать представление о драматургии и сценарном мастерстве;
• Обучить основным этапам создания мультипликационных фильмов – планированию
общей работы, разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций, установке
освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукоряда;
• Сформировать базовые навыки работы с компьютерными технологиями, как с
актуальными способами создания анимации;
• Научить основным этапам монтажа мультипликационного фильма, создания
законченных, творчески выполненных проектов.
Развивающие:
• Развитие креативности;
• Развитие логического мышления и умения анализировать;
• Развитие внимания, памяти, наблюдательности;
• Создание условий для повышения самооценки обучающегося, реализации его как
личности;
• Формирование потребности в саморазвитии;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информационных технологий;
• Формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению,
результату его деятельности;
• Развитие эстетического восприятия;
• Способствовать развитию творческих способностей обучающихся через решение
проблем, возникающих при работе над мультипликационным фильмом;
• Способствовать развитию умения планировать работу и рационально распределять время;
• Способствовать умению обучающихся обобщать полученные знания, преобразовывать
информацию в символы, проводить анализ, синтез, сравнение и делать необходимые выводы;
• Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных
(нетипичных) условиях;
• Обеспечить условия для развития умений точно и образно выражать свои мысли и идеи;
• Способствовать развитию умений творчески подходить к решению практических задач.
Воспитательные:
• Активизация познавательного интереса у обучающихся к изучению компьютерных
технологий;
• Способствование формированию позитивного отношения к активной познавательной
деятельности;
• Создание условий для воспитания патриотичности;
• Создать условия для развития самостоятельности и ответственности;
• Способствовать развитию стремления к совершенствованию навыков и умений, желания
выполнять более сложные работы;
7

• Создать условия для развития интереса к лучшим образцам мультипликации и желания к
самостоятельному творчеству;
• Способствовать изобретательности развитию и художественно-эстетического
пространственного воображения вкуса, через фантазии, овладение мультипликационными
техниками: перекладной, пластилиновой, кукольной и компьютерной;
• Создать условия для развития умения работать в коллективе: проявлять эмпатию и
оказывать и принимать помощь, сотрудничать, совместно добиваться намеченной цели, через
создание творческой и доброжелательной рабочей атмосферы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
 Повышение усидчивости - способности проявлять терпение в работе над долгосрочными
проектами;
 Повышение внимательности, памяти, наблюдательности;
 Проявление осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории,
культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 У обучающихся будет сформировано позитивное отношение к активной познавательной
деятельности;
 Формирование самостоятельности и развитие личной ответственности за свои поступки;
 Формирование способности доводить начатое до конца;
 Формирование умений и навыков работы в коллективе;
Метапредметные:
 Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 Владение навыками творческого решения разного рода задач;
 Владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности, прогнозирования последствий своих решений и
действий.
 Формирование пространственного мышления, мелкой моторики;
 Формирование умения планировать работу и рационально распределять время;
 Формирование умения применять полученные знания в нестандартных (нетиповых)
условиях;
Предметные:
 Обучающиеся получат представление о различных видах мультипликации;
 Приобретут навыки безопасной работы с ножницами, клеем и другими материалами при
создании анимационного фильма;
 Приобретут знания и умений работы с компьютерным программным обеспечением для
съемки и монтажа мультипликационных фильмов;
 Приобретут знание основ компьютерной анимации;

8

 Приобретут навыки и умения для создания перекладной, пластилиновой и компьютерной
анимации;
 Получат представление об основных этапах создания мультипликационных фильмов;
 Получат представление об основных принципах анимации и биомеханики в анимации;
 Получат понимание основ драматургии и представление о правилах оформления
сценариев и представление о создании раскадровок;
 Приобретут умения выбирать способ представления информации в соответствии с целью
и замыслом мультипликационного произведения с использованием соответствующих образновыразительных средств;
 Приобретут навыки и умения работы с аудио - и фотоаппаратурой;
 Приобретут представление об основных законах композиции кадра;
 Приобретут художественно-эстетический вкус и ценностное отношение к культуре и
искусству;
 Приобретут навыки и умения для создания авторских или коллективных мультфильмов;
 Будут знать об основных профессиях в сфере медиа индустрии и мультипликации;
Материально-техническое оснащение программы
Для реализации программы необходимы:
- кабинет, оборудованный столами и стульями,
- компьютерами, оснащенными выходом в интернет.
- цифровая фотокамера с функцией ручного режима,
- штатив,
- студийный свет
- кабель USB-miniUSB,
- доской для записей,
- медиа-проектором,
- раздаточный материал,
- ноутбук.
Каждому ребёнку для занятий:
Инструменты, необходимые для работы:
- ножницы,
- стек,
- степлер,
- дощечки под пластилин.
Материалы, необходимые для работы:
- ватман А3, ватман А2,
- бумага белая, бумага цветная,
- зелёный фон,
- крафтовая бумага,
- картон цветной и белый,
- скотч бумажный,
- клей карандаш,
- пластилин,
- фольга,
- фломастеры,
- карандаши простые и цветные,
- мелки восковые, салфетки влажные, проволока.
9

1
2
3

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединения: «Юный мультипликатор»
на 2025 – 2026 учебный год.
Первый год обучения. Стартовый уровень
Тема занятия
Количество
Теория
Практическая
часов
часть
Введение. Техника безопасности
1
1
История мультипликации. Исторические факты
1
1
Какая бывает анимация
1
1

4

Сказка на экране. Образ героя

1

1

5

Теоретические основы мультипликации

1

1

6

Сторителлинг

1

1

Живой материал

10

1

9

10

1

9

№

7-16

17-26 Мультипликационный проект
27

Копилка аниматора

1

1

28-29 Знакомство со средой программирования Scratch

2

1

1

30-31 Оживляем персонажа

2

1

1

32-33 Танцующая балерина

2

1

1

34-35 Мультик «Летучий кот и летучая мышь»

2

1

1

36-37 Мультик с привидением

2

1

1

38-39 Мультик «Погоня»

2

1

1

40-41

2

1

1

4

1

3

42-45

Разработка сценария анимации, подбор героев
Создание собственного мультфильма

Формы контроля
Беседа, инструктаж, входной мониторинг
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий. Анализ
результатов.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.

46

Копилка аниматора

1

1

47-48 12 принципов анимации и походка

2

1

1

49-58 Мультипликационный проект

10

1

9

59

Копилка аниматора

1

1

60-61 Актерское мастерство и работа со звуком

2

1

1

62-71 Мультипликационный проект

10

1

9

72

Копилка аниматора. Представление проектов
Итого:

1
72

1
19

Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий. Анализ
результатов.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий. Анализ
результатов.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Выполнение практических заданий. Анализ
результатов.

53

11

Содержание программы первого года обучения (стартовый уровень)
Тема

Теория

Введение.
Техника
безопасности
История
мультипликации.
Исторические факты

Инструктаж по охране труда и технике
безопасности. Введение: Знакомство с
детьми и детей друг с другом; цель и задачи
учебного года; правила организации
рабочего места. Правила поведения и
правила безопасности при работе с ПЭВМ.

Какая бывает анимация

Материалы,
техника
исполнения
и
техническое оборудование анимации.
Как в фильме показаны герои сказки?
Почему они показаны именно такими (роль
автора в создании образа героя, авторское
видение героя)? Развитие внимания к
внешнему облику героя, месту действия.
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Карлсон вернулся», реж. Б.Степанцев,
1969.
Первое представление о кадре. Кадр как
часть пространства (фотографический
кадр). Работа с кадрирующей рамкой.
Разный масштаб изображения – для чего это
нужно? Крупный, средний и общий планы.
Этапы развития сюжета. Методы создания
сюжета. Построение персонажей. Роль
диалогов, действий, пространства и других
элементов сценария в развитии сюжета.
Технология работы с пластилином,
создание
объемных
предметов
и
персонажей из бумаги, стилизация и
трансформация в рисунке, работа с
бытовыми объектами.
Оформление персонажей и декораций.
Правильное оформление сценария.

Сказка
героя

на

экране.

Теоретические
мультипликации

Образ

основы

Сторителлинг

Живой материал

Мультипликационный
проект
Копилка аниматора

Знакомство
со
средой
программирования Scratch
Оживляем персонажа

Информация о программе. История
появления.
Галерея персонажей, фон, костюмы

Танцующая балерина

Галерея персонажей, фон, костюмы

Мультик «Летучий кот и
летучая мышь»
Мультик с привидением

Галерея персонажей, фон, костюмы

Мультик «Погоня»

Галерея персонажей, фон, костюмы

Разработка
сценария
анимации, подбор героев
Создание
собственного
мультфильма
Копилка аниматора

Придумать
сценку
воображаемого
мультфильма.
Оформление персонажей и декораций.
Правильное оформление сценария.

Галерея персонажей, фон, костюмы

Практика
Проведение входного мониторинга
(собеседование).
Организация
рабочего
места.
Обсуждение
профессий аниматора и режиссёра
анимации.
Самостоятельная
постановка собственных целей в
связи с анимацией на учебный год
обучающимися.
Съемка монеты, бумажной птицы,
пластилинового персонажа.
Рисование героев фильма.

Рисование раскадровки по сказке,
стихотворению. Ракурс как точка
зрения
камеры.
Просмотр
фрагментов
мультипликационных
фильмов.
Индивидуальная разработка сюжета
для сценария. Создание коротких
сценариев.
Съемка этюдов из пластилина,
бумаги,
рисованной
графики,
постановка и съемка этюдов с
«оживлением» бытовых предметов.
Создание сценария и раскадровки к
нему.
Разработка
персонажей,
задников и прочих элементов
мультфильма. Съемка. Монтаж.
Закрытый
показ.
Анализ
и
обсуждение.
Демонстрация
аудитории.
Работа с блоками программирования
Scratch
Добавление персонажа, изменение
костюма, рисование фона сцены
Добавление персонажа, изменение
костюма, рисование фона сцены
Добавление персонажа, изменение
костюма, рисование фона сцены
Добавление персонажа, изменение
костюма, рисование фона сцены
Добавление персонажа, изменение
костюма, рисование фона сцены
Рисование кадров в графическом
редакторе, сохранение в папке.
Создание сценария и раскадровки к
нему.
Разработка
персонажей,
задников и прочих элементов
мультфильма. Съемка. Монтаж.
Закрытый
показ.
Анализ
и

12 принципов анимации и
походка

Сжатие и раcтяжение. Сценичность.
Упреждение или отказное движение.
Переход от позы к позе. Сквозное движение
и
захлест.
«Медленный
вход»
и
«медленный выход». Движения по дугам.
Второстепенные действия. Расчет времени.
Преувеличение
и
карикатуризация.
Профессиональный
рисунок.
Привлекательность. Типы походки и
характер персонажа.

Мультипликационный
проект
Копилка аниматора

Оформление персонажей и декораций.
Правильное оформление сценария.

Актерское мастерство
работа со звуком

и

Мультипликационный
проект
Копилка
аниматора.
Представление проектов

Выразительность речи, мимики, жестов —
связь обстоятельств с поведением.
Элементы бессловесного действия.
Пластический образ персонажа.
Сценическое действие. Творческая
мастерская.
Оформление персонажей и декораций.
Правильное оформление сценария.

обсуждение.
Демонстрация
аудитории.
Создание этюдов по нескольким
принципам
анимации
и
по
нескольким типам походки.

Создание сценария и раскадровки к
нему.
Разработка
персонажей,
задников и прочих элементов
мультфильма. Съемка. Монтаж.
Закрытый
показ.
Анализ
и
обсуждение.
Демонстрация
аудитории.
Тренинги. Выбор драматического
отрывка. Этюдные пробы. Показ и
обсуждение.

Создание сценария и раскадровки к
нему.
Разработка
персонажей,
задников и прочих элементов
мультфильма. Съемка. Монтаж.
Закрытый
показ.
Анализ
и
обсуждение.
Демонстрация
аудитории.

13

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график

1-й год
обучения

Начало
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

15.09.2025

31.05.2026

36

72

72

1 занятие по
30 минут 2
раза в неделю

Каникулы: 31 декабря – 11 января 2026 г.

Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы
Компьютеры ученика и учителя, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным
контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой
ввод с микрофона и др.
Периферийное оборудование:
 принтер (черно/белой печати, формата А4);
 устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат и пр.);
 акустические колонки;
 оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования
для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том
числе семейств Mac OS, Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на
компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для
использования во всей Станции юных техников или на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания программы «Увлекательный мир информатики»
необходимо наличие следующего программного обеспечения:
 операционная система;
 файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
 почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
 браузер (в составе операционных систем или др.);
 мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
 антивирусная программа;
 программа-архиватор;
 система оптического распознавания текста;
 программа интерактивного общения;
 интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
 звуковой редактор;
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
 Microsoft Office
 Scratch
 Анимашка
 Macromedia Flash
14

 Любой браузер (Ехplorer, Safari, Mozilla)
2. Методические материалы
Используемые методики, методы и технологии
При работе по программе используются современные образовательные технологии:
• методы проблемного обучения,
• методика развивающего обучения,
• информационно-коммуникационные технологии,
• здоровьесберегающие технологии,
• разноуровневое обучение,
• исследовательские методы в обучении,
• обучение в сотрудничестве,
• технология использования в обучении игровых методов,
• метод проектов.
Дидактические средства:
1. Картинки со схемами движения объектов.
2. Картинки со схемами создания персонажей, фонов, фоновых объектов, декораций.
3. Настольная игра для создания сценария “Образно говоря”.
4. Видеоматериалы.
5. Материалы из интернета на электронных носителях.
6. Интерактивные материалы на сервисах Kahoot.com, Edpuzzle.com и Wizer.me
7. Театральные игры.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, представления портфолио работ. Возможно
проведение мастер-класса в форме открытого занятия, объединения для посещения другими
обучающимися.
Вид контроля

Входной контроль
Текущий контроль

Промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Цель проведения

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Определение уровня развития обучающихся, Беседа, наблюдение
выявление
интересов,
творческих
способностей.
Оценка качества освоения учебного материала Опрос, контрольное
пройденной темы: отслеживание активности задание,
открытое
обучающихся, их готовности к восприятию занятие, тестирование
нового, корректировка методов обучения.
и т.д.
Определение
успешности
развития Конкурс,
обучающегося, усвоения им программы на соревнование, защита
определенном «этапе» обучения.
проекта и т.д.
Определение успешности освоения программы Защита
проекта,
и установления соответствия достижений, соревнования и т.д.
обучающихся планируемым результатам.

Важным показателем работы ребёнка и педагога, является «Портфолио достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
15

достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, полезный людям труд и
т.д.), а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков, позволяющих
самому определять цели своего дальнейшего развития.

16

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
17

организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.
Список литературы для преподавателя
1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов,
воспитателей и родителей. – М. - ВИППК, 1992. - 71с.
2. Баженова Л.М. Наш друг экран: пособие для учащихся общеобразоват. шк.: [В 2 вып.] –
М. - ТОО "Пассим", 1995г. - 74,[2]с.
3. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Введение в теорию живописи.– М.: Искусство,
1967. – 335с.
4. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 95с.
5. Васильев В. Е., Морозов А. В. Компьютерная графика: Учеб. пособие. −СПб.: СЗТУ, 2005.
– 101с.
6. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.:
Питер, 2007. - 219с.
7. Горячев А.В. «Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер)», учебник для учащихся
3 касса. – М.: Баласс, 2010 г. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
8. Горячев А.В. «Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер)», учебник для учащихся
4 касса. – М.: Баласс, 2010 г. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006г. – 212с.
10. Залогова Л.А. Практика по компьютерной графике. М., БИНОМ, 2006г. – 245с.
11. Кильпе М.В. Композиция: Учебник для подготовки квалифицированных рабочих по
профессиям худож. профиля в учреждениях начального проф. образования. - М.: Институт
развитие профессионального образования, 1996. – 184с.
12. Киркпатрик Г., Пити К. Мультипликация во Flash / пер. с англ. К. В. Пожидаевой. – М.:
НТ Пресс, 2006. – 336с.
Литература, использованная при составлении программы
1. Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова «Мультфильм руками детей», М.: Просвещение, 1990
2. Ф.С. Хитрук «Профессия — аниматор», М.: Гаятри, 2007
3. Сазонов А.П. «Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисовоннго
фильма» Москва. 1960
4. Уильям Ричардс «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы создания
анимации», Бомбора, 2019
5. Анатолий Петров «Классическая анимация. Нарисованное движение. Учебное
пособие», М.: ВГИК, 2010

18

Интернет-источники:
1. Онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей и
подростков "Анимация и Я" http://multazbuka.ru
2. https://vk.com/logovoanimatorov
3. https://animationclub.ru
4. http://snimifilm.com/post/raskadrovka-500-rukovodstv-i-resursov
5. https://tvkinoradio.ru/article/article1500-slovar-animaciya
6. https://www.khanacademy.org/partner-content/pixar
Электронные образовательные ресурсы, используемые при дистанционном обучении
1. https://vk.com/mult_ddt
2. https://vk.com/mult99
Литература для обучающихся и родителей
1. Уильям Ричардс «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы создания
анимации», Бомбора, 2019
2. http://multazbuka.ru
3. http://mult-uroki.ru
4. https://smotriuchis.ru/fotografiya/animaciya-i-multiplikaciya/free.

19

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы. Цель
диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе «Юный
мультипликатор» проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроли.
Диагностический контроль позволяет определить уровень мотивации и устойчивости
интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей, отношение к трудовой
деятельности.
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
знаний и умений, возможностей детей.
Результативность
выполнения
программы
отслеживается
путем
проведения
промежуточного и итогового этапов диагностики.
Текущий мониторинг результатов обучения ребенка осуществляется на занятиях в течение
всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и
развития личностных качеств учащихся.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного
материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.
● Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей,
обучающихся при поступлении в объединение «Юный мультипликатор» проводится в сентябре.
Формы входного контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение практических заданий педагога.
● Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения основных тем программы.
Осуществляется на занятиях в течение первого и второго годов обучения для отслеживания
уровня освоения учебного материала программы.
Формы текущего контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение творческих и контрольных заданий педагога;
✔ анализ педагогом и учащимися качества исполнения творческого материала,
приобретенных навыков общения.
● Промежуточный контроль проводится в форме выставок работ обучающихся.
● Итоговый контроль проводится по завершении обучения по программе в мае.
Формы итогового контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение творческих заданий педагога;
✔ защита творческого продукта на открытом занятии для педагогов и родителей, на
котором учащиеся демонстрируют навыки, приобретенные за время обучения;
✔ анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческого продукта,
приобретенных навыков общения.
Формы предъявления результатов:
● Дипломы, благодарности, грамоты за высокие достижения обучающихся.
● Защита творческих продуктов (индивидуальные проекты).
● Открытые занятия.
20

Формы фиксации результатов:
● Информационная карта «Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей
программы обучающимися».
● Видеозаписи и фотографии участия коллектива в выставках, конкурсах, выездах.
● Отзывы родителей.
Диагностические срезы проводятся 3 раза в учебном году – в сентябре, декабре и мае.
Информационные карты освоения программы «Юный мультипликатор» разработаны в
соответствии с планируемыми результатами, позволяют оценивать три группы результатов:
личностные, метапредметные и предметные.
Оценка предметных умений, уровня сформированнности метапредметных умений и
личностного развития каждого учащегося проводятся в соответствии с разработанными
критериями на первом и втором годах обучения. Критерии, показатели и степень выраженности
каждого показателя отражены в таблицах:
− «Определение уровня личностного развития обучающихся».
− «Определение уровня сформированности метапредметных умений обучающихся».
− «Определение уровня сформированности предметных умений и навыков обучающихся.
Результаты, полученные в результате диагностических срезов, педагог дополнительного
образования педагог заносит в сводную таблицу «Мониторинг освоения дополнительной
общеразвивающей программы обучающимися».

21

«Информационная карта освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности: «Юный мультипликатор»
Педагог дополнительного образования: Буркова Елена Сергеевна
Группа и год обучения: __________________________________ Дата заполнения:
№
п/п

ФИО
обучающихся

Возраст
Личностные результаты
Л1
Л2
Л3

Итого:

Оценки по каждому показателю: от 0 до 5 баллов
⎯ низкий уровень: от 0 до 13
⎯ средний уровень: от 14 до 29
⎯ высокий уровень от 30 до 40

Критерии
Метапредметные результаты
М1
М2
П1

Предметные результаты
П2
П3
Л1

Общий
Уровень
суммарный освоения
балл

Определение уровня личностного развития обучающихся
Критерии
Степень
оценивания
выраженности
Способность
- низкий уровень (не
Усидчивость
проявлять терпение в проявляет терпение,
работе над
не доводит начатое
долгосрочными
дело до конца);
проектами и доводить - средний уровень
начатое дело до конца (периодически
не
завершает проект);
- высокий уровень
(всегда
доводит
начатое дело до конца
самостоятельно)
Проявление желания - Низкий уровень (не
Активная
узнать новую
проявляет
желания
познавательная
информацию и
узнать
новую
деятельность
использовать ее в
информацию)
своих проектах
- Средний уровень (с
интересом слушает,
но не задает вопросы)
- Высокий уровень (с
интересом слушает и
задает вопросы для
расширения
кругозора)
Способность
- низкий уровень
Самооценка
(ориентационное
оценивать себя
(завышенная оценка
качество)
адекватно реальным себя по результатам
достижениям
достижений);
- средний уровень
(заниженная оценка
себя по результатам
достижений);
- высокий уровень
(нормальная оценка
Показатели

Л1

Л2

Л3

Баллы
0-1
2-3
4-5

Формы выявления
результативности
Педагогическое
наблюдение

0-1
2-3
4-5

Педагогическое
наблюдение
Представление
проекта

0-1
2-3
4-5

Педагогическое
наблюдение
Представление
проекта

23

Л4

М1

Осознаёт значение
анимационных
технологий в
повседневной жизни
человека

Устный опрос

себя по результатам
достижений)
-Не представляет в
каких
сферах
человеческой
деятельности могут
быть
полезны
анимационные
технологии и как они
могут влиять на жизнь
повседневную людей
Не
может
предположить,
как
будут
развиваться
информационные
технологии

Может назвать однудве области, где могут
быть
полезны
анимационные
технологии
и
представляет, как они
могут влиять на жизнь
людей в этой области

Определение уровня сформированности метапредметных умений обучающихся
Показатели
Критерии
Степень
Баллы
оценивания
выраженности
Способность
- низкий уровень
0-1
Владение
оперировать
умений
(учащийся
2-3
логическими
логическими
испытывает серьезные
4-5
действиями
действиями
затруднения
при
сравнения, анализа,
выполнении
обобщения
логических действий);
- средний уровень
(учащийся выполняет
логические действия,
прибегая к помощи
педагога в редких
случаях);
- высокий уровень
(учащийся
самостоятельно
и

Понимает в каких
сферах человеческой
деятельности могут
быть
полезны
анимационные
технологии
и
представляет, как они
могут влиять на жизнь
людей

Формы выявления
результативности
Контрольное задание
Педагогическое
наблюдение

24

М2

П1

Творческое решение
задач

Способность
выдвигать и решать
собственные
оригинальные идеи

легко
выполняет
логические действия)
- низкий уровень
умений (учащийся не
выдвигает
собственные
оригинальные идеи);
- средний уровень (не
всегда решение задач
отличается
оригинальностью);
- высокий уровень
(самостоятельно
генерирует
и
воплощает
собственные идеи)

0-1
2-3
4-5

Определение уровня сформированности предметных умений и навыков обучающихся
Показатели
Критерии
Степень
Баллы
оценивания
выраженности
Знание
основ Соответствие знаний - низкий уровень:
0-1
компьютерной
и
навыков правильно
даны
2-3
грамотности и навыки программным
ответы менее, чем на 4
4-5
работы
с требованиям
вопроса;
файлы,
компьютером
на
использованные для
уровне
уверенного
проекта расположены
пользователя
на жестком диске
работы
с
ПЭВМ
хаотично
компьютерным
(преимущественно на
программным
рабочем
столе);
обеспечением
для
исходные
файлы
съемки и монтажа
графических объектов
мультипликационных
утрачены.
фильмов
- средний уровень:
правильно
даны
ответы
на
4-8

Педагогическое
наблюдение
Представление,
защита проектов

Формы выявления
результативности
Педагогическое
наблюдение, тестовая
викторина в игровой
форме

25

П2

вопросов; на рабочем
столе нет файлов
учащегося,
кроме
ярлыка, ведущего на
личную папку на
ПЭВМ; все файлы
проекта хранятся в
хаотичном виде в
личной папке.
- высокий уровень:
правильно
даны
ответы более, чем на
9-10 вопросов; файлы,
использованные для
проекта расположены
в папке и подпапках
личной
папки
учащегося на ПЭВМ;
на рабочем столе нет
файлов
учащегося,
кроме
ярлыка,
ведущего на личную
папку; сохранены все
исходные
файлы,
использованные
в
проекте; проект имеет
реализацию в виде
программного
продукта.
Знание основ (навыки Способность создания - низкий уровень:
и
умения)
для целостного фильма.
созданный
создания авторских
мультфильм не носит
или
коллективных
целостный характер;
мультфильмов
- средний уровень:
создает
целостные
мультфильмы
использованием

0-1
2-3
4-5

Педагогическое
наблюдение
Представление,
защита проектов

26

П3

Владение
специальной
терминологией
тематике
программы

Осмысленность
правильность
по использования
специальной
терминологии

преобразующих
методов стилизации;
- высокий уровень:
создает
целостные
мультфильмы
использованием;
демонстрирует знание
современных
тенденций в области
анимации;
разнообразные
изобразительные
и
технические приёмы и
средства реализации
фильма.
и - низкий уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
- высокий уровень
(специальные
термины употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием)

0-1
2-3
4-5

Педагогическое
наблюдение
Представление,
защита проектов

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».