СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы, использованной при написании
программы
2
3
14
35
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции
2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 « Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
3
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской федерации);
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»;
4
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д « Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Программа
«Начальное
техническое
конструирование»
имеет
техническую направленность.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
ознакомление и получение обучающимися знаний в области конструирования и
технологий, развитию и формированию инженерного мышления, техническому
творчеству, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты
своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников.
Педагогическая
целесообразность заключается в том, что она
поможет развитию
конструкторских способностей дошкольников в
продуктивных видах детской деятельности. У детей недостаточно
сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Программа позволит удовлетворить потребности детей в самовыражении через
дополнительные занятия направленные на развитие продуктивной
деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт
развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического
и творческого мышления. Неоценима роль моделирования и конструирования в
умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие,
учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и
значением.
Адресат программы. Комплектация состава объединения возможна из
числа воспитанников ДОУ с 5 - 7 лет. Рекомендуемый минимальный состав
группы – 10 - 15 человек. При наборе принимаются все желающие. При приеме
детей
в объединение необходимо получить от родителей (законных
представителей) заявление с просьбой об их зачислении.
5
Характеристика особенностей развития детей
5-6 лет
Дети старшего дошкольного возраста еще имеют слабые навыки
длительного дисциплинированного труда. Занятия с ними рассчитаны на то,
что их внимание к восприятию материала осуществляется в первые 10 - 12
минут, длительность занятия 25 - 30 минут. Далее их внимание отвлекается,
необходимо прекращение занятия или отдых - игры на 10 – 15 мин, а затем
продолжение занятия. Воспринимают материал неуверенно, приходится
возвращаться. Многое усваивается не сразу. Слабо пользуются инструментами.
Поэтому занятия проводятся, при необходимости, в присутствии взрослых или
родителей – с ними они более усидчивы, взрослые помогают в освоении
материала, дисциплинируют в поведении.
Дети часто выполняют то, что им больше нравится и неохотно
выполняют задания по программе. Приходится это учитывать и более гибко
подходить к изложению материала. Ценностные отношения и взаимодействия
детей 5-6 лет - любознательны, много спрашивают и задают вопросов. Многое
неизвестное вызывает удивление, любопытство, непонимание с первого раза.
Большая впечатлительность, эмоциональность. Высокий уровень тревожности,
страха. Не умеют концентрировать внимание на чем-либо одном, быстрая
смена настроений. Постоянная потребность в движении, им сложно долгое
время усидеть на месте, быстро устают от однообразия работы, отвлекаются на
любое внешнее раздражение. Охотно идут на физический контакт с взрослыми
- взять за руку, положить руку на плечо, погладить по голове, спине, обнять.
Вежливы. Если им что-либо уже известно, то они имеют «срочную»
необходимость сообщить об этом. Любят игровые занятия, больше тяготеют к
более простым формам труда. Общительны. Большинство занимается музыкой,
пением, танцами, рисованием, спортом. Споры между собой разрешают быстро
- отходчивы, обиды не держат.
6 – 7 лет
В данном возрасте дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно двигаться к своей цели, преодолевая препятствия и не
отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изобразить всѐ, что вызывает у них интерес. Созданные изображения
становятся похожими на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и
6
включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника
моделирования.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным
условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного
материала, дополняя их архитектурными деталями. Путѐм складывания из
бумаги в разных направлениях делать игрушки. Проявляют интерес к
коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь
взрослого им всѐ ещѐ нужна. Зарождается оценка и самооценка.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – 64 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
- 1 год обучения: 32 часа в год;
- 2 год обучения: 32 часа в год.
Режим занятий. Программа «Начальное техническое конструирование»
предусматривает обучение 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность 1-го
часа занятий – 30 минут.
Формы обучения. Очная.
В организации образовательного процесса предусматриваются
различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебновоспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и
гибкой. На занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная,
фронтальная, работа в парах, работа в подгруппах.
Используемые формы занятий с использованием дистанционных
образовательных технологий:
- видео-уроки, мастер-классы.
Инструменты взаимодействия с обучающимися, родителями:
- Zoom конференция, чат в Viber, Google формы.
Формы контроля:
- тестовые задания, викторины, фотографии изготовленных моделей.
Методы, используемые на занятиях:
- беседа;
- игра и игровые упражнения;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Отслеживаются следующие показатели:
7
- точность совмещения частей;
- придерживание совмещенных сторон одной рукой;
- оптимальность нажима на бумагу:
- разглаживание бумаги;
- фиксация сгибов;
- проглаживание сгибов;
- точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки,
модели на ощупь).
- украшение поделки, изделия, модели (приемы вырезания, рисования
мелких деталей).
Особенностью
организации образовательного процесса является
тематика занятий, которая строится с учетом интересов учащихся, возможности
их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а
результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и
умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать
сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная
конструкция (с применением наиболее сложных материалов), менее
подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике (с
применением простых материалов). При этом обучающий и развивающий
смысл работы сохраняются. Это дает возможность предостеречь ребенка от
страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Система работы базируется на детских интересах и запросах родителей и
строится на основе принципов.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с
ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация
творческих задач достигается путем использования в работе активных методов
и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание
эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает
естественное повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка,
ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
8
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются
индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и
группы в целом.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития
личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социальнонравственных, интеллектуальных.
Формы подведения итогов реализации программы:
- беседа, опрос, выставки детских работ, соревнования.
Цель программы:
Формирование у обучающихся начальных научно-технических знаний и
навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала путем
приобщения к конструированию из различных материалов, развитие
технических интересов и склонностей детей.
Задачи:
1. Обучающие:
- создание условий для усвоения обучающимися практических навыков
работы с применяемыми инструментами и материалами;
- познакомить обучающихся с приѐмами и технологией изготовления
несложных конструкций;
- формировать умение следовать образцу, действовать по схеме.
2. Развивающие:
- развитие элементарных математических способностей, мелкой моторики
рук и глазомера у детей дошкольного возраста;
- развитие любознательности и интереса к устройству простейших
технических объектов, желания выполнять модели этих объектов;
- развивать логическое и образное мышление детей, внимание,
наблюдательность;
- обогащать словарный запас детей специальными терминами;
- развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
3. Воспитательные:
- вовлечение учащихся в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитание у ребят творческой активности;
- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
9
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Учебный план первого года обучения
№
Название раздела
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Моделирование из бумаги.
Оригами.
21
6
15
2.
Техника в жизни человека.
4
2
2
7
1
6
32
9
23
3.
Конструирование и
моделирование из плоских
деталей.
Всего часов
Форма контроля
Опрос, визуальный
контроль, выставка
работ, соревнования
Визуальный контроль,
выставка работ,
соревнования
Опрос, визуальный
контроль, выставка
работ, соревнования
Учебный план второго года обучения
№
1.
2.
3.
Название раздела
Конструирование и
моделирование из бумаги и
картона.
Конструирование и
моделирование из различных
материалов (картон,
пенополистирол, пластик,
древесина).
Заключительное занятие.
Всего часов
Количество часов
Всего Теория Практика
21
6,5
14,5
9
3
6
2
0,5
1,5
32
10
22
Форма контроля
Опрос, визуальный
контроль, выставка
работ, соревнования
Опрос, визуальный
контроль, выставка
работ, соревнования
Опрос, визуальный
контроль
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Моделирование из бумаги. Оригами.
Теория: История создания бумаги. Знакомство детей с основными
рабочими операциями при обработке бумаги: сгибание, резание, разметка,
склеивание. Правила и приѐмы сгибания, склеивания, резания, разметки.
Правила техники безопасности при работе с инструментами. Оригами.
Правила работы в технике «оригами». Аппликация, еѐ виды и назначение.
Практическая работа: Изготовление из бумаги поделок по типу
«оригами», аппликационных работ. Разметка деталей круглой и прямоугольной
10
формы по шаблону. Резание бумаги по прямому, фигурному контуру. Приѐмы
симметричного резания. Приѐм щелевого соединения деталей.
2. Техника в жизни человека.
Теория: Знакомство с ролью техники
в
жизни
человека.
Геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Практическая работа: Изготовление аппликаций водного и наземного
транспорта из геометрических фигур (кораблик, автомобиль).
3. Конструирование и моделирование из плоских деталей.
Теория: Различные
способы соединения
деталей:
подвижное,
неподвижное. Элементы
предварительного планирования предстоящих
трудовых действий. Закладки. Их виды, назначение. Мозаика. Виды мозаики.
Элементы графической грамоты – сплошная толстая линия – линия разреза.
История изобретения открытки. Расширить знания детей об атрибутах
новогоднего праздника и персонажах.
Практическая работа: изготовление моделей, макетов, игрушек из
плоских деталей: открытка, закладка, игрушки с подвижным способом соединения деталей (метательный планер, вертолет, машинка).
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Теория: Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасности.
Повторение пройденного материала (базовые формы оригами, правила работы
в технике «оригами».). Знакомство детей с основными свойствами бумаги,
выбор бумаги и картона для изготовления поделки. Понятие развертки.
Основные рабочие операции при обработке бумаги: сгибание, резание,
разметка, склеивание. Правила и приѐмы сгибания, склеивания, резания,
разметки.
Виды самолѐтов, их название и назначение. Основные части самолѐтов,
их название и назначение.
Практическая работа: Опыты по исследованию механических свойств
бумаги (писчая, для черчения, картон). Разметка деталей круглой и
прямоугольной формы по шаблону. Резание бумаги по прямому, фигурному
контуру. Приѐмы симметричного резания. Приѐм
щелевого соединения
деталей.
11
Изготовление поделок из бумаги в технике оригами: «Лягушка»,
«Ромашка», «Открытка для мамы», «Кораблик», «Двухтрубный корабль»,
«Пилотка», летающая игрушка «Стриж», планер «Пионер». Изготовление
моделей самолетов: «Стрела, «Искра». Игры с построенными моделями «Чья
лягушка прыгнет дальше», «Полет на дальность», «Посадка на аэродром».
2. Конструирование и моделирование из различных материалов
(картон, пенополистирол, пластик, древесина).
Теория: Интересные факты из истории возникновения полимерных
материалов и их применение в быту. Знакомство с инструментами,
применяемыми для работы с пенополистиролом. Особенности технологии
работы с синтетическим и полимерным материалом. Знакомство с терминами:
пластик, полимер, пластмасса и др.
История воздушных шаров.
История развития самолетостроения в России.
Автотранспорт и его значение в хозяйстве и жизни человека.
Классификация транспорта.
Практическая работа: Изготовление моделей планеров: «Утка»,
«Летающее крыло» из потолочной плитки (разметка по шаблону), где на
выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого
контура. Изготовление и запуск упрощѐнных моделей планеров. Изготовление
моделей катамаран (групповая работа), автомобиль. Игры с построенными
моделями «Летчик-снайпер», «Знатоки Правил дорожного движения».
3. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практическая работа: Изготовление
модели по заданной схеме.
Презентация любимой поделка в технике «оригами».
Планируемые результаты
Первый год обучения.
Личностные:
- устойчивый интерес и мотивация к конструированию;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие внимания, памяти, аккуратности и терпения у детей;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- уважительное отношение к своему и чужому труду.
Метапредметные:
12
- формирование умения следовать образцу;
- развитие навыков работы в коллективе.
Предметные:
- знание правил техники безопасности при работе с используемыми
инструментами;
- будут знать основные плоские геометрические фигуры и базовые формы
оригами;
- научатся приемам работы с бумагой;
- начальное развитие навыков простейшего анализа (цвет, форма,
количество).
Второй год обучения.
Личностные:
- устойчивый интерес и мотивация к конструированию;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие внимания, памяти, пространственного воображения,
аккуратности и терпения у детей;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- уважительное отношение к своему и чужому труду, бережное
отношение к используемым материалам и инструментам.
Метапредметные:
- формирование умения следовать образцу, пооперационной карте,
действовать по схеме,
- формирование умения действовать в соответствии с собственным
замыслом;
- развитие навыков работы в коллективе.
Предметные:
- знание правил техники безопасности при работе с используемыми
инструментами;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы
оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- развитие навыков простейшего анализа (цвет, форма, количество).
13
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год
Дата начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
16 сентября
22 мая
32
32
32
16 сентября
22 мая
32
32
32
Режим
занятий
1 занятие
по 30 мин.
в неделю
1 занятие
по 30 мин.
в неделю
Каникулы: 19 декабря 2025 г. – 12 января 2026 г.
Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Начальное техническое конструирование»
необходимо:
Помещение – учебная кабинет (мастерская) оформленный в соответствии
с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Перечень оборудования: классная доска – 1 шт., столы для обучающихся
8 – шт., стулья для обучающихся – 15 шт., стол педагога – 1 шт., стул для
педагога – 1 шт., шкаф для хранения дидактических пособий, материалов и
инструмента – 1 шт.
Перечень технических средств обучения: компьютер для педагога – 1 шт.,
принтер – 1 шт., видеопроектор – 1 шт., колонки для прослушивания – 2 шт.,
экран – 1 шт.
Инструменты и материалы (на группу 15 человек)
№
п/п
Наименование
Количество
(шт.)
Инструменты
1.
2.
3.
4.
Весы электронные
Карандаш простой
Карандаши цветные (набор)
Коврик для резки
1
15
8
1
14
№
п/п
Наименование
Количество
(шт.)
Инструменты
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Линейка(300 мм)
Нож канцелярский
Ножницы
Угольник
Циркуль
Шило
15
1
15
1
1
1
Материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Картон (чертежная бумага) А4
Картон цветной (набор)
Цветная бумага (набор)
Клей-карандаш
Клей «Момент-столярный», 250 гр.
Нитки в катушках (№ 10 – 40)
Скотч
Салфетки бумажные
3
15
15
15
1
2
1
1 уп.
Информационное обеспечение
Видеоматериалы (учебные фильмы, ролики, презентации, мультфильмы)
и фотоматериалы (фотографии моделей).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется Першиным Денисом Никифоровичем педагогом
дополнительного образования (высшая квалификационная категория).
Методические материалы
Наглядные пособия:
- стенд по «Технике безопасности»;
- методические альбомы, шаблоны, пооперационные карты;
- фотографии, видеофильмы, презентации;
- образцы готовых изделий.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
№
занятия
1
Тема занятий
Знакомство с
оригами.
Форма
проведения
Беседа
Методы и
приемы
организации
Словесный:
беседа,
15
Ход занятия
Материал
1. Беседа с детьми
Презентация
об истории оригами. «История
2
3
4
Инструктаж
по правилам
безопасности.
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
2. Правила
пользования
материалами и
инструментами.
Оригами.
Базовые
формы
(треугольник,
книжка,
дверь).
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание
показ.
Практический:
Выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание
показ.
Практический:
Выполнение
работы.
3. Физкультминутка:
«Разминка»
4. Показ детям
разных способов
складывания бумаги.
5. Выполнение работ
детьми.
6. Индивидуальная
помощь.
7. Итог и анализ
детских работ.
8. Рефлексия.
1. Загадывание
загадки о бумаге.
2. Рассматривание
несколько видов
бумаги.
3. Беседа по
вопросам: Какими
свойствами обладает
бумага? Вся бумага
мнѐтся? Каким
бывает картон? и т.д.
4. Показ детям
разных способов
складывания бумаги.
5. Выполнение работ
детьми.
6. Индивидуальная
помощь.
7. Итог и анализ
детских работ.
1.Сюрпризный
момент: письмо от
царя «Картона»
2. Повторение
базовых форм.
3. Показ образца
поделки
«воздушного змея».
4. Показ приѐмов
складывания
поделки.
5. Самостоятельная
деятельность детей.
6. Индивидуальная
помощь.
7. Выставка детских
Оригами.
Базовые
формы
(двойной
треугольник,
змей,
блинчик).
Беседа,
игра
Беседа,
игра
Воздушный
змей.
Игра
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
письмо, беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
16
возникновения
оригами»;
выставка
фигурок из
оригами.
квадраты
цветной
бумаги.
Презентация,
квадраты
цветной
бумаги.
На двоих
детей
пооперационная карта;
Клеящий
карандаш - на
каждого
ребѐнка;
письмо от
Квадратика
(игрушка –
самоделка),
квадрат из
цветной
бумаги 10*10
см., кусочки
работ.
8. Рефлексия.
5-6
Парашют.
Беседа,
игра,
эксперимент
7
8-9
Вертушка.
Беседа,
игра,
эксперимент
Ветка
рябины.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
стих, беседа,
объяснение.
Беседа,
игра
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
17
1. Беседа с детьми
об истории
парашюта.
2. Показ образца
поделки парашюта.
3. Показ приѐмов
складывания
поделки.
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Опыт (весы,
запуск парашюта)
7. Итог.
1. Повторение
базовых форм.
2. Показ образца
поделки «вертушка».
3. Показ приѐмов
складывания
поделки.
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Опыт (запуск
вертушки)
7. Итог.
серпантина
(полоски
цветной
бумаги).
Презентация
«История
возникновения
парашюта»,
пооперационн
ые карты,
квадраты
цветной
бумаги,
цветные
карандаши,
весы.
На двоих
детей
пооперационная карта;
Клеящий
карандаш - на
каждого
ребѐнка;
письмо от
Квадратика
(игрушка –
самоделка),
квадрат из
цветной
бумаги 10*10
см., бамбуковые шпажки
1. Сюрпризный
Картинки с
момент: письмо от
изображением
царя «Картона»
деревьев.
2. Знакомство с
Пооперационн
новой базовой
ые карты по
формой: «стрела».
одной на
3. Рассматривание
двоих детей.
картинок с
На каждого
изображением
ребѐнка деревьев в осенний
листы
период.
альбомные
4. Беседа по
затонированвопросам: Какое
ные в голубой
сейчас время года?
цвет, квадраты
Давайте вспомним еѐ из бумаги
приметы.
оранжевого
5.Чтение
(красного)
10
Ласточка.
Беседа,
игра
11
Елочка.
Беседа,
игра
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра,
физкультминутка.
Словесный:
беседа,
загадки,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
18
стихотворения о
рябине.
6. Физкультминутка:
«Листья».
7. Рассматривание
ветки рябины.
8. Показ образца
поделки.
9. Показ приѐма
выполнения работы
с объяснением.
10. Пальчиковая
игра: «За ягодами».
11. Самостоятельная
деятельность детей.
12. Индивидуальная
помощь.
13. Выставка
детских работ.
14. Рефлексия.
1. Показ детям
разных способов
складывания бумаги.
2. Выполнение работ
детьми.
3. Индивидуальная
помощь.
4. Итог и анализ
детских работ.
цвета 15*15
см. для
изготовления
ягод и
зелѐного
(жѐлтого)
цвета 3*3 см.
– для листьев;
клеящий
карандаш.
1.Сюрпризный
момент:
появляется
«Квадратик».
2. Повторение
базовой формы:
«двойной
треугольник».
3.Чтение
стихотворения о
зиме.
4. Загадывание
загадок о признаках
зимы.
5. Беседа по
вопросам:
За что русский народ
любит зимушкузиму? Назовите,
самый весѐлый
праздник, и т.д.
Готовая
поделка
«Елочка»;
пооперационные карты,
три
бумажных
квадрата
зелѐного
цвета:
15*15 см.,
12*12 см.,
9*9 см.;
клеящий
карандаш.
Пооперационн
ые карты,
квадраты
цветной
бумаги.
12
Снежинка.
Игра
Игровой:
пальчиковая
игра,
физкультминутка.
Словесный:
сказка,
загадка,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
13
Дед Мороз.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Беседа,
игра
Словесный:
загадка,
объяснение.
19
6. Физкультминутка:
«Ёлочная игрушка».
7. Показ образца.
8. Показ приѐма
складывания
поделки с
объяснением.
9. Самостоятельная
деятельность детей.
10. Индивидуальная
помощь.
11. Выставка
детских работ.
12. Рефлексия.
1. Загадывание
загадки о снежинке.
2. Вспомнить с
детьми, какие
правила надо
выполнять при
складывании
фигурки.
3. Рассматривание
образца поделки –
снежинка.
4. Беседа по
вопросам: Сколько
одинаковых
крылышек у
снежинки?
Как называется
форма – заготовка?
5. Физкультминутка:
«Снежок».
6. Показ приѐма
складывания
поделки –
«снежинки» с
объяснением.
7. Самостоятельная
деятельность детей.
8. Индивидуальная
помощь.
9. Выставка детских
работ.
10. Рефлексия.
1. Загадывание
загадки о зиме.
2. Рассматривание
иллюстраций с
изображением зимы.
3. Беседа по
вопросам: Что
Пооперационн
ая карта,
«Снежинка»
для показа, по
2 листа бумаги
квадратной
формы (15*15)
для каждого
ребѐнка.
Пооперационная карта;
схема
поделки:
«Дед Мороз»
(одна на
двоих); на
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
14-15
Самолѐт.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Игра
Словесный:
загадка о
самолѐте,
стихотворение,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работ
16
Кораблики в
море.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
20
можно делать только
зимой?
Как называется
самый любимый
праздник у взрослых
и детей? и т.д.
4. Показ приѐма
складывания
поделки – «Деда
Мороза» с
объяснением.
5. Пальчиковая игра:
«Пальчики у нас
попляшут».
6. Самостоятельная
деятельность детей.
7. Индивидуальная
помощь.
8. Выставка детских
работ.
9. Рефлексия.
1.Игровая
мотивация: игрушка
самолѐт.
2. Дидактическая
игра: «Плавает,
летает, едет»
З. 3агадка про
самолѐт.
4. Рассматривание
иллюстраций с
изображением
самолѐтов.
5. Физкультминутка:
«Самолѐты».
6. Показ и
объяснение
изготовления.
7. Пальчиковая игра:
«Отдохнем»
8. Выполнение работ
детьми.
9. Индивидуальная
помощь.
10. Выставка
детских работ.
11. Рефлексия.
1.Игровая
мотивация: игрушка
кораблик.
2. Дидактическая
игра: «Плавает,
летает, едет»
каждого
ребѐнка – по
одному
бумажному
квадратику
(6*6 см.) и два
по бумажных
(8*8 см.)
синего или
красного
цвета, наборы
цветной
бумаги,
картон,
ножницы, клей
карандаш.
Картинки о
воздушном
транспорте.
Самолѐт –
игрушка;
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты.
Квадрат из
белой бумаги
15*15 см., и по
две звѐздочки.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты;
заготовки
бумаги, схема
Игра
17-18
Ракета.
Беседа,
игра
19
Весенний
букет.
стихотворение,
объяснение.
З. 3агадка про
кораблик.
4. Рассматривание
Наглядный:
иллюстраций с
рассматривание, изображением
показ.
корабликов.
5. Физкультминутка:
Практический:
«Море волнуется
выполнение
раз…».
работ
6. Показ и
объяснение
изготовления.
7. Пальчиковая игра:
«Отдохнем»
8. Выполнение работ
детьми.
9. Индивидуальная
помощь.
10.Создание панно
«Кораблики в море»
11. Выставка
детских работ.
12. Рефлексия.
Игровой:
1. Сюрпризный
пальчиковая
момент: приход
игра.
«Квадратика».
Словесный:
2. Загадка о ракете.
загадка,
3. Беседа о космосе.
стихотворение,
4. Чтение
объяснение.
стихотворения о
Наглядный:
ракете..
рассматривание, 6. Физкультминутка:
объяснение,
«Мы играем».
показ.
7. Объяснение и
Практический:
показ
выполнение
последовательности
работы, опыт
действий.
8. Пальчиковая игра:
«Тучки».
9. Самостоятельная
деятельность детей.
10. Индивидуальная
помощь.
11. Выставка
детских работ.
12. Запуск ракеты.
13. Рефлексия.
Игровой: в
1.Сюрпризный
группу пришло момент:
письмо
от письмо от девочки
девочки Кати;
Кати.
пальчиковая
2. Загадывание
игра.
загадок про цветы.
21
работы,
дополнительн
ые атрибуты
для будущего
кораблика
(флажки,
окошки,
трубы), две
емкости с
водой (для
мальчиков и
девочек
отдельно)
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
заготовки
бумаги, схема
работы,
дополнительные атрибуты
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты.
Письмо.
Иллюстрац-
Игра
20-21
Мамин
праздник.
Беседа,
игра
22-23
Наземный
транспорт.
Словесный:
чтение письма,
стихотворения,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра,
физкультминутк
а
Словесный:
загадка,
стихотворение,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Словесный:
загадка,
стихотворение,
объяснение.
22
3. Дидактическая
игра:
«Угадай по
описанию»
4. Рассматривание
готового образца.
5. Физкультминутка:
«Цветок».
6. Объяснение и
показ
последовательности
действий.
7. Пальчиковая игра:
«Бабочка».
8. Выполнение работ
детьми.
9. Индивидуальная
помощь.
10. Выставка
детских работ.
11. Рефлексия.
1.Сюрпризный
момент: приход
«Квадратика».
2. Загадка о
празднике.
3. Беседа о первом
весеннем празднике
8 – е Марта.
3. Рассматривание
открыток с
разнообразными
цветами.
4. Физкультминутка:
«Цветок».
5. Объяснение и
показ
последовательности
действий.
6. Пальчиковая игра:
«Вот помощники
мои».
7. Самостоятельная
деятельность детей.
8. Индивидуальная
помощь.
9. Выставка детских
работ.
10. Рефлексия.
1. Загадки о
наземном
транспорте.
2. Беседа «Виды
ии разных
цветов,
Квадраты
цветной
бумаги, клей,
кисти,
ножницы,
обрезки
зеленой
бумаги.
«Квадратик».
Поздравительн
ые открытки
с 8 – м Марта.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты;
готовое
изделие;
картон синего
цвета,
клеящий
карандаш; 6
квадратов
белого цвета –
(8*8 см.), (6*6
см.), (4*4 см.),
(7*7 см.), (5*5
см.), (3*3 см.),
6 прямоугольников
зелѐного
цвета,
ножницы,
буквы на
каждого
ребѐнка.
Фото видов
наземного
транспорта.
На каждого
Беседа,
игра
24-25
Водный
транспорт.
Беседа,
игра
26
Закладка.
Беседа,
игра
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Словесный:
загадка,
стихотворение,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Словесный:
загадки,
стихотворение,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
23
наземного
транспорта».
3. Физкультминутка:
«Мы играем».
4. Повторение
(геометрические
фигуры).
5. Объяснение и
показ последовательности действий
(апликация
«наземный
транспорт»).
6. Самостоятельная
деятельность детей.
7. Индивидуальная
помощь.
8. Выставки работ.
9. Рефлексия.
1. Загадки о
наземном
транспорте.
2. Беседа «Виды
водного
транспорта».
3. Физкультминутка:
«Мы играем».
4. Повторение
(геометрические
фигуры).
5. Объяснение и
показ последовательности действий
(апликация «водный
транспорт»).
6. Самостоятельная
деятельность детей.
7. Индивидуальная
помощь.
8. Выставки работ.
9. Рефлексия.
1. Загадки по теме.
2. Объяснение и
показ последовательности действий.
3. Физкультминутка:
«Мы играем».
4. Самостоятельная
деятельность детей.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Выставки работ.
7. Рефлексия.
ребѐнка –
пооперационные карты.
Цветной
картон, клей,
ножницы.
Фото видов
водного
транспорта.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты.
Цветной
картон, клей,
ножницы.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты.
Готовое
изделие
«закладка».
Набор готовых
деталей,
цветной
картон, клей,
цветная пряжа,
27
Открытка.
Беседа,
игра
28-29
Метательный
планер.
Беседа,
игра
30-31
Машинка.
Беседа,
игра
32
Вертолет.
Беседа,
игра
ножницы.
Словесный:
1. Загадки по теме.
На каждого
загадки,
2. Объяснение и
ребѐнка –
стихотворение,
показ последователь- пооперационобъяснение.
ности действий.
ные карты.
Наглядный:
3. Физкультминутка: Готовое
рассматривание, «Мы играем».
изделие
объяснение,
4. Самостоятельная
«открытка».
показ.
деятельность детей.
Набор готовых
Практический:
5. Индивидуальная
деталей,
выполнение
помощь.
цветной
работы.
6. Выставки работ.
картон, клей,
7. Рефлексия.
ножницы.
Словесный:
1. Загадки по теме.
Образец
объяснение.
2. Объяснение и
готовой
Наглядный:
показ последователь- модели.
рассматривание, ности действий.
На каждого
объяснение,
3. Физкультминутка: ребѐнка –
показ.
«Мы играем».
схема сборки.
Практический:
4. Самостоятельная
Заготовка
выполнение
деятельность детей.
(развертка)
работы, запуск 5. Индивидуальная
деталей
модели,
помощь.
планера,
соревнования.
6. Соревнования.
фюзеляжная
7. Рефлексия.
рейка.
Клей,
ножницы,
степлер.
Словесный:
1. Загадки по теме.
Образец
загадки,
2. Объяснение и
готовой
объяснение.
показ последователь- модели.
Наглядный:
ности действий.
На каждого
рассматривание, 3. Физкультминутка: ребѐнка –
объяснение,
«Мы играем».
схема сборки.
показ.
4. Самостоятельная
Набор готовых
Практический:
деятельность детей.
деталей, клей.
выполнение
5. Индивидуальная
работы.
помощь.
6. Выставки работ.
7. Рефлексия.
Словесный:
1. Загадки по теме.
Образец
загадки,
2. Объяснение и
готовой
объяснение.
показ последователь- модели.
Наглядный:
ности действий.
На каждого
рассматривание, 3. Физкультминутка: ребѐнка –
объяснение,
«Мы играем».
схема сборки.
показ.
4. Самостоятельная
Набор готовых
Практический:
деятельность детей.
деталей, клей.
выполнение
5. Индивидуальная
работы.
помощь.
6. Выставки работ.
7. Рефлексия.
24
Второй год обучения
№
занятия
1
2
3
4
Тема занятий
Вводное
занятие.
Инструктаж
по правилам
безопасности.
Повторение:
«Базовые
формы
оригами».
(треугольник,
книжка,
дверь)
Повторение:
«Базовые
формы
оригами».
(двойной
треугольник,
змей,
блинчик)
Форма
проведения
Беседа
Беседа,
игра
Беседа,
игра
Знакомство со
свойствами
бумаги.
Беседа,
опыты с
бумагой
Методы и
приемы
организации
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
Выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
Выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
Опыт.
25
Ход занятия
1. Беседа с детьми
об истории создания
бумаги.
2. Правила
пользования
материалами и
инструментами.
1. Физкультминутка:
«Разминка»
2. Показ детям
разных способов
складывания бумаги.
3. Д/и: «Условные
знаки».
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Итог и анализ
детских работ.
7. Рефлексия.
1. Физкультминутка:
«Разминка»
2. Показ детям
разных способов
складывания бумаги.
3. Д/и: «Условные
знаки».
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Итог и анализ
детских работ.
7. Рефлексия.
1. Загадывание
загадок о бумаге.
2. Рассматривание
представленных
видов бумаги и
картона.
3. Беседа по
вопросам: Какими
свойствами обладает
бумага? Вся бумага
мнѐтся? Каким
бывает картон? и т.д.
4. Пальчиковая
Материал
Выставка
фигурок из
оригами.
Презентация,
квадраты
цветной
бумаги.
Презентация,
квадраты
цветной
бумаги.
Конверт с
набором
бумаги разных
видов для
каждого
ребѐнка;
небольшой
лист толстого
картона; таз с
водой.
5
Лягушка.
Беседа,
игра
6
Кораблик.
Беседа,
игра
Игровой:
«Чья лягушка
прыгнет
дальше»
Словесный:
загадки,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
загадка о
кораблике,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
26
гимнастика:
«Дружные
пальчики».
5. Опыт (таз с
водой) с разными
видами бумаги.
6. Итог.
1. Загадки про
лягушонка.
2. Беседа по
вопросам: Где
лягушки живут?
Какую пользу
приносят? Какие
враги есть у
лягушек?
3. Д/и: «Условные
знаки».
4. Физкультминутка:
«Лягушата».
5. Показ образца –
лягушки из бумаги.
6. Показ приѐма
выполнения работы
с объяснением.
7. Самостоятельная
деятельность детей с
пооперационными
картами.
8. Индивидуальная
помощь.
9. Игра «Чья
лягушка прыгнет
дальше».
10. Рефлексия.
1.Игровая
мотивация: игрушка
- кораблик.
2. 3агадка про
кораблик.
3. Рассматривание
иллюстраций с
изображением
кораблей (судов).
4. Показ и
объяснение
изготовления.
5. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
6. Выполнение работ
детьми.
7. Индивидуальная
помощь.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
квадратные
листы бумаги
зелѐного цвета
10*10 см.,
бумажная
обрезь,
ножницы, клей
карандаш.
Игрушка лягушка.
Картинки о
водном
транспорте.
Игрушка кораблик.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
квадрат из
белой бумаги
15*15 см.
7
Двухтрубный
кораблик.
Беседа,
игра
8
Пилотка.
Беседа,
игра
9
Летающая
игрушка
«Стриж».
Беседа,
игра
Игровой:
физкультминутка.
Словесный:
загадка о
кораблике,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
27
8. Выставка детских
работ.
9. Рефлексия.
1.Игровая
мотивация: игрушка
- кораблик.
2. 3агадка про
кораблик.
3. Рассматривание
иллюстраций с
изображением
кораблей (судов).
4. Показ и
объяснение
изготовления.
5. Физкультминутка:
«Море волнуется».
6. Выполнение работ
детьми.
7. Индивидуальная
помощь.
8. Выставка детских
работ.
9. Рефлексия.
1. Беседа с детьми
об истории
появления пилотки,
просмотр
презентации.
2. Показ и
объяснение
изготовления.
3. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Выставка детских
работ.
7. Рефлексия.
1. Загадки про
стрижа.
2. Показ и
объяснение
изготовления.
3. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
4. Выполнение работ
детьми.
5. Индивидуальная
помощь.
6. Выставка детских
Картинки о
водном
транспорте.
Игрушка –
двухтрубный
кораблик.
На каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
квадрат из
белой бумаги
20*20 см.
Презентация,
на каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
квадрат из
бумаги
Образец
готовой
модели
«Стриж»,
на каждого
ребѐнка –
пооперационные карты,
прямоугольник из цветной
бумаги А5,
ножницы
работы.
10
Планер
«Пионер».
Беседа,
игра
11
12
Игра с
построенными
моделями
«Посадка на
аэродром».
Игра,
соревнования.
Елочка.
Беседа,
игра
13, 14
Елочная
игрушка.
Беседа,
игра
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы, запуск
моделей.
Словесный:
объяснение.
Наглядный:
показ.
Практический:
запуск моделей.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
беседа,
загадки,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра, физкультминутка.
Словесный:
беседа,
объяснение.
28
работ.
7. Рефлексия.
1. Показ и
объяснение
изготовления.
2. Выполнение работ
детьми.
3. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
4. Индивидуальная
помощь.
5. Запуск моделей,
игра «Полет на
дальность».
6. Рефлексия.
1. Показ и
объяснение правил.
2. Запуск моделей.
3. Подведение
итогов игры.
4. Рефлексия.
Образец
готовой
модели
планера
«Стриж»,
на каждого
ребѐнка –
развертка
планера из
цветного
картона А4,
ножницы
Модели планера «Стриж»,
трасса для
запуска,
аэродром из
бумаги,
подарки для
победителей.
1. Загадки,
Образец
чтение
готовой
стихотворения о
поделки
зиме.
«Елочка»;
2. Беседа по
пооперационвопросам:
ные карты,
За что русский народ цветная
любит зимушкубумага,
зиму? Назовите,
ножницы,
самый весѐлый
клей
праздник, и т.д.
карандаш.
3. Физкультминутка:
«Ёлочная игрушка».
4. Показ образца.
5. Показ приѐма
складывания
поделки с
объяснением.
6. Самостоятельная
деятельность детей.
7. Индивидуальная
помощь.
8. Рефлексия.
1. Чтение
Образцы
стихотворения:
готовых
«Скоро, скоро
поделок,
Новый год!»
пооперацион2. Предложить детям ные карты,
сделать подарок
цветная
Деду Морозу –
бумага
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
15, 16
Модель
самолета
«Стрела».
Беседа,
игра
17, 18
Модель
самолета
«Искра».
Беседа,
игра,
выставка
работ
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы, запуск
моделей.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
29
«Елочную игрушку».
3. Вспомнить с
детьми, какие
правила надо
выполнять при
изготовлении
игрушки.
4. Физкультминутка:
«С новым годом!»
5. Дети
самостоятельно
выбирают
пооперационные
карты или схемы.
6. Пальчиковая игра:
«Стала Маша гостей
созывать…»
7. Самостоятельная
деятельность детей.
8. Индивидуальная
помощь.
9. Выставка детских
работ.
10. Рефлексия.
1. Загадки о
самолетах.
2. Беседа: Виды
самолѐтов, их
название и
назначение.
3. Показ и
объяснение
изготовления.
4. Выполнение работ
детьми.
5. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
6. Индивидуальная
помощь.
7. Рефлексия.
1. Беседа: Основные
части самолѐтов, их
название и
назначение.
2. Показ и
объяснение
изготовления.
3. Выполнение работ
разного цвета,
бумажная
обрезь,
клей
карандаш,
ножницы.
Презентация
по теме,
образец
готовой
модели
самолета
«Стела»,
на каждого
ребѐнка –
развертка
самолета из
чертежной
бумаги А4,
усиление
фюзеляжа из
потолочной
плитки,
ножницы, клей
карандаш,
цветные
карандаши.
Образец
готовой
модели
самолета
«Искра»,
на каждого
ребѐнка –
развертка
показ.
Практический:
выполнение
работы, запуск
моделей.
19
Весенний
букет.
Ромашка.
Беседа,
игра
20, 21
Подарок для
мамы.
Беседа,
игра,
выставка
работ
самолета из
чертежной
бумаги А4,
усиление
фюзеляжа из
потолочной
плитки,
ножницы, клей
карандаш,
цветные
карандаши.
Игровой: в
1.Сюрпризный
На каждого
группу пришло момент:
ребѐнка –
письмо
от письмо от девочки
пооперациондевочки Кати;
Кати.
ные карты.
пальчиковая
2. Загадывание
Письмо.
игра.
загадок про цветы.
ИллюстрацСловесный:
3. Дидактическая
ии разных
чтение письма,
игра:
цветов,
стихотворения,
«Угадай по
Квадраты
объяснение.
описанию»
цветной
Наглядный:
4. Рассматривание
бумаги, клей,
рассматривание, готового образца.
кисти,
объяснение,
5. Физкультминутка: ножницы,
показ.
«Цветок».
обрезки
Практический:
6. Объяснение и
цветной
выполнение
показ последователь- бумаги.
работы.
ности действий.
7. Выполнение работ
детьми.
8. Индивидуальная
помощь.
9. Рефлексия.
Игровой:
1. Загадка о
Поздравительн
пальчиковая
празднике.
ые открытки
игра, физкульт- 2. Беседа о первом
с 8 – м Марта.
минутка.
весеннем празднике На каждого
Словесный:
8 – е Марта.
ребѐнка –
загадка,
3. Рассматривание
пооперационстихотворение,
открыток с
ные карты;
объяснение.
разнообразными
готовое
Наглядный:
цветами.
изделие; листы
рассматривание, 4. Физкультминутка: цветного
объяснение,
«Цветок».
картона,
показ.
5. Объяснение и
клеящий
Практический:
показ
карандаш;
выполнение
последовательности ножницы,
работы.
действий.
буквы на
6. Пальчиковая игра: каждого
«Вот помощники
ребѐнка.
мои».
7. Самостоятельная
деятельность детей.
30
детьми.
4. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
5. Индивидуальная
помощь.
6. Выставка моделей.
7. Рефлексия.
22
Воздушный
шар.
Беседа,
опыты с
воздушными шарами
23, 24
Планер
«Утка».
Беседа,
игра
25
Планер
«Летающее
крыло».
Беседа,
игра
Игровой:
физкультминутка.
Словесный:
загадка,
стихотворение,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
объяснение,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы, запуск
моделей.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
31
8. Индивидуальная
помощь.
9. Выставка детских
работ.
10. Рефлексия.
1. Загадки о
воздушном шаре.
2. Беседа об истории
воздушных шаров.
3. Физкультминутка:
«Воздушный шар».
4. Объяснение и
показ
последовательности
действий.
5. Опыты с
воздушными
шарами.
6. Подведение итога
(вывод).
7. Рефлексия.
1. Беседа:
Компоновка модели
планера типа
«Утка».
2. Показ и
объяснение
изготовления.
3. Выполнение работ
детьми.
4. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
5. Индивидуальная
помощь.
6. Рефлексия.
1. Беседа:
Компоновка модели
планера типа
«Летающее крыло».
2. Показ и
объяснение
изготовления.
3. Выполнение работ
детьми.
4. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
Презентация
«История
воздушного
шара»,
воздушные
шарики с
воздухом и
гелеем,
грузики,
весы.
Образец
готовой
модели
планера
«Утка»,
на каждого
ребѐнка –
шаблоны
деталей
модели
(крыло, киль,
стабилизатор),
фюзеляжная
рейка,
потолочная
плитка,
ножницы, клей
карандаш,
цветные
карандаши,
фломастеры.
Образец
готовой
модели
планера,
на каждого
ребѐнка –
заготовки
деталей крыла
(пенопласт),
грузика
(фанера),
26
Игра с
построенными
моделями
«Летчикснайпер».
Игра,
соревнования.
27
Катамаран
(групповая
работа).
5. Индивидуальная
помощь.
6. Рефлексия.
Словесный:
объяснение.
Наглядный:
показ.
Практический:
запуск моделей.
1. Показ и
объяснение правил.
2. Запуск моделей.
3. Подведение
итогов игры.
4. Рефлексия.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
выполнение
работы.
1. Беседа: Правила
поведения на
водоеме.
2. Показ и
объяснение
изготовления
модели.
3. Выполнение
работы детьми.
4. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
5. Выставка работ.
6. Рефлексия.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
беседа,
объяснение.
Наглядный:
рассматривание,
показ.
Практический:
1. Беседа:
Автотранспорт и его
значение в хозяйстве
и жизни человека.
2. Показ и
объяснение
изготовления
модели.
3. Выполнение
работы детьми.
Беседа,
игра
28, 29
Автомобиль.
работы, запуск
моделей.
Беседа,
игра
32
канцелярская
резинка,
ножницы, клей
карандаш,
цветные
карандаши,
фломастеры.
Модели
планера
«Летающее
крыло»,
мишени
из бумаги,
подарки для
победителей.
Образец
готовой
модели
«Катамаран»,
на каждого
ребѐнка –
пооперационная карта.
Бамбуковые
шпажки
длиной 25 см.
– 5 шт,
пластиковая
бутылка 0,5 л.
– 2 шт.,
кусочек ткани
(бумага,
клеенка)
20х30 см – 1
шт., кусочек
жести 5х8 см.
для руля,
нитки,
ножницы,
шило, скотч,
клей, маркеры
или
фломастеры.
Презентация;
образец
готовой
модели
«Автомобиль»,
на каждого
ребѐнка –
пооперационная карта,
30
Игра «Знатоки
Правил
дорожного
движения».
Игра,
соревнования.
31
Сделай
модель по
заданной
схеме.
Беседа,
игра
32
Моя любимая
поделка
оригами.
Игра,
презентация
выполнение
работы.
4. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
5. Выставка работ.
6. Рефлексия.
Словесный:
объяснение.
Наглядный:
показ.
Практический:
выполнение
заданий.
Игровой:
пальчиковая
игра.
Словесный:
объяснение.
Наглядный:
показ.
Практический:
выполнение
задания.
1. Показ и
объяснение правил.
2. Выполнение
задания.
3. Подведение
итогов игры.
4. Рефлексия.
1. Показ и
объяснение задания.
2. Пальчиковая игра:
«Отдохнем».
3. Выполнение
задания,
индивидуальная
помощь.
4. Подведение
итогов.
5. Рефлексия.
1. Показ и
объяснение задания.
2. Выполнение
задания, презентация
поделок.
3. Подведение
итогов.
4. Рефлексия.
Словесный:
объяснение.
Наглядный:
показ.
Практический:
Презентация
поделки.
33
набор деталей
из фанеры для
сборки
модели.
Клей,
маркеры или
фломастеры.
Набор заданий
и карточек для
игры – 2 шт.
Задания и
схемы для
изготовления
моделей.
Ножницы,
клей, цветной
картон,
цветная
бумага.
Поделки
оригами.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при
помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, выставки работ,
соревнований, представления портфолио.
Важным показателем работы ребѐнка и педагога, является «Портфель
достижений обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые
показывают усилия, прогресс и достижения ребенка в разных областях
(творчество, общение, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ
ребенком своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому
определять цели своего дальнейшего развития.
Диагностика уровня знаний и умений по
программе «Начальное техническое конструирование»,
возраст детей 5 - 7 лет
входной контроль, промежуточная аттестация
Уровень развития ребенка
Высокий
Средний
Низкий
Умение правильно
конструировать модель
по образцу, схеме
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя
образец, схему, действует самостоятельно и практически
без ошибок в размещение элементов конструкции
относительно друг друга.
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по
образцу, схеме, правильно выбирает детали, но
требуется
помощь
при
определении
их
в
пространственном расположении.
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается
в выборе деталей и их расположении относительно друг
друга.
34
Список литературы, использованной при написании программы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции
2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 « Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
35
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской федерации);
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»;
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д « Об утверждении Требований к
36
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
Литература для педагога:
1. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
2. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду: пособие для
воспитателей детского сада. Издательство: Обруч, 2010г.- 96 с.
3. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькин Веселые уроки оригами в школе и
дома. Учебник СПб., издательский дом «Литература», 2001- 208с.
4. С.Ю. Афонькин, Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация,
Санкт - Петербург, «Кристалл», 1998.
5. С.Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство
Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.- 204с.
6. Смородкина, О. Г. Оригами / О.Г. Смородкина. - М.: АСТ,
Полиграфиздат, Сова, 2011. - 961 c
7. С. Соколова «Школа оригами: Аппликация и мозаика.- М.:
Издательство Эксмо; СПб., 2003 - 176с.
8. С. В. Соколова. Оригами для дошкольников. Изд. Детство-Пресс,
2008г.
9 . Т.Б Сержантова 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005.
10. Т.Б Сержантова 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис
Пресс», 2006.
11. Т.И. Тарабанина Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996г.224с.
12 . А.В. Щеглова Оригами. Самые красивые модели-Ростов на/Д:
Владис, 2010. - 512с. - (Золотая библиотека).
13. «Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user
37
Литература для обучающихся и родителей:
1. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
2. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду: пособие для
воспитателей детского сада. Издательство: Обруч, 2010г.- 96 с.
3. С.Ю. Афонькин, Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация,
Санкт - Петербург, «Кристалл», 1998
4. Смородкина, О. Г. Оригами / О.Г. Смородкина. - М.: АСТ,
Полиграфиздат, Сова, 2011. - 961 c
5. С. В. Соколова. Оригами для дошкольников. Изд. Детство-Пресс,
2008г.
6. Т.Б Сержантова 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс»,
2006.
7. Т.И. Тарабанина Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996г. - 224с.
38