Лего- конструирование 64 часа

Содержание
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Учебно–тематический план
Содержание программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Методические материалы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

3
8
8
12
14
16
22
23
23
23
26
28
32
33

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Лего-конструирование» по дополнительному образованию для детей 56 лет имеет техническую направленность.
Основное предназначение настоящей программы – развитие технических способностей у
детей дошкольного возраста. Развитием своих детей озабочены все большее количество
родителей. Основой для обучения ребенка должна служить игра. В процессе игры дети начинают
пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать, поэтому часто родители замечают, что
интересные, дорогие, а иногда даже и сложные интерактивные игрушки очень быстро
оказываются разобранными и переделанными. Ребёнок пытается заглянуть внутрь игрушки,
пытается понять, как всё устроено, как работает. Таким образом, ребенок исследует мир вокруг
себя, пробует свои силы, проявляет творчество.
Актуальность программы
разработана в соответствии со следующими

Данная Программа
нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
3

14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе
которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира,
экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество
способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует
рационализаторские и изобретательские способности. Благодаря разработкам компании LEGO
System уже в дошкольном возрасте появилась возможность знакомить детей с основами строения
различных объектов. Лего-технология – это технология системно-деятельностного подхода,
рецепт успеха которой определен простотой в эксплуатации и неограниченными возможностями
для её использования. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе
практической деятельности, что позволяет на практике познать основы физики, механики,
геометрии, развивает умение оперировать образами в пространстве.
При работе по данной программе происходит
перспективным профессиям и направлениям:
- Архитектор интеллектуальных систем управления;
- Оператор медицинских роботов;
- Инженер роботизированных систем.

профориентация по

следующим

Лего - конструирование предоставляет педагогам и воспитанникам средства для достижения
целого комплекса образовательных целей:
- совершенствование мелкой моторики и координации движений;
- развитие словарного запаса и навыков общения;
- развитие умения сравнивать, обобщать;
- развитие наблюдательности, памяти, внимания и пространственного воображения;

4

Часть программы может реализоваться с помощью дистанционных образовательных
технологий (ДОТ).
Нормативно-правовое обеспечение ДОТ в Свердловской области.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 № СК 150/3 «Об
усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об
организации дополнительного образования детей в дистанционной форме обучения»
- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по
организации дистанционного обучения от 20.03.2020 г.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы заключается в исследовательской – технической
направленности обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического
творчества. Программа «Лего-конструирование: простые механизмы» позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования,
развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций
дошкольников, овладения новыми навыками, расширения круга интересов.
В
реализации этой программы большую роль играет богатая предметная и графическая
среда: конструкторы «Lego Экогород», Lego «Простые механизмы».
Используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ):
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером
являются стимулом познавательной активности детей;
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей,
сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. LEGO-конструктор открывает
ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать социальные
качества, повышать самооценку через осознание «я умею, я могу». В основе обучения лежит
личностно-ориентированный подход: педагог и ребенок взаимодействуют как равноправные
партнёры, нет деления на субъекты и объекты обучения, есть сотрудничество.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности
посредством интеграции адаптивных методов и форм обучения, развить творческие и
конструкторские способности детей через практическое мастерство, игру, помогая ребенку
открыть себя наиболее полно, что создает условия для динамики творческого роста, поддерживает
пытливое стремление детей узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Адресат общеразвивающей программы
По возрасту – программа рассчитана на возрастную категорию детей 5 – 7 лет
(дошкольники). Набор в группу осуществляется путем подачи заявления от родителей
обучающегося и заключение договора об образовании.
Предварительной подготовки
обучающегося не требуется.
Объем и срок освоения программы – 64 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – 32 часа в год, стартовый уровень.
2 год – 32 часа в год, базовый уровень.

5

Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Срок реализации программы с сентября 2025 года по май 2027 года.
В данной программе используется групповая форма организации деятельности
обучающихся, набор детей в группы свободный, группа профильная, состав постоянный, в
группах по 8-15 человек первый год обучения, 8-12 человек второй год обучения, форма обучения
– очная.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная.
Темы занятий для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения
конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка. Особенность программы
является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект
конструирования в рамках схемы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к
техническому конструированию. Содержание программы направленно на приобретение общих
умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Данная программа является
основой для продолжения обучения по ЛЕГО - конструированию и робототехнике.
Форма реализации образовательного процесса
Программа реализуется в традиционной модели организации образовательного процесса,
подразумевающей линейную последовательность освоения содержания программы в течение 2 лет
в МКУ ДО СЮТ с делением на уровни сложности:
1 год обучения – стартовый уровень: минимальная сложность заданий с постепенным
углублением знаний и совершенствованием навыков чтения схем и конструирования;
2 год обучения – базовый уровень: закрепление ранее полученных знаний и навыков
конструкторской деятельности, а также формирование представления о проектной деятельности,
создание и защита собственных творческих проектов.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу
- Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития дошкольников.
- Принцип индивидуального подхода. Основывается на индивидуальных особенностях
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий,
поддержки инициативы детей.
- Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное
сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
- Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в
определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по
условиям, по простейшим наглядным схемам, по замыслу, по теме.
- Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек,
выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их
воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний,
способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую
6

связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит
подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого
характера.
- Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой
очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из
имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является
усложненной разновидностью конструирования по образцу.
- Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов
ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые,
как правило, подчеркивают практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не
дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия
и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
- Конструирование по простейшим наглядным схемам.
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного
материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате
такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
- Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет
конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь
позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
- Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами
создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с
той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель
организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а
также переключение детей на новую тематику.
Перечень форм проведения занятий
В рамках реализации программы используются следующие формы проведения занятий:
 фронтальная (при изучении новой темы),
 индивидуальная (при выполнении заданий на конструирование по схеме),
 индивидуально-групповая (при выполнении заданий на конструирование по картинке),
 групповая (при выполнении творческих заданий),
 групповая, с использованием дистанционных технологий (применяется только во время
карантина).
Перечень видов занятий
В рамках реализации программы занятия проходят в виде: беседы, практического занятия,
круглого стола, мастер-класса, экскурсии, открытого занятия, защиты творческих работ,
внутренних соревнований.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, защиты проектной работы, представления
портфолио. Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, объединения для
посещения другими обучающимися с целью повышения мотивации при работе с конструктором.
7

Важным показателем работы ребёнка и педагога, является «Портфель достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям
труд и т.д.), а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков, позволяющих
самому определять цели своего дальнейшего развития.
По завершению первого года обучения на стартовом уровне программы форма подведения
итога – презентация модели, выполненной на заданную тему.
По завершению второго года обучения на базовом уровне программы форма подведения
итога – защита проекта по заданной теме.

Цель программы
Развитие технического творчества детей и формирование у дошкольников деятельностного
интереса к конструированию и проектированию через игру, посредством занятий научнотехнической, познавательно-исследовательской, проектной деятельностью.

Задачи программы
Обучающие:
- познакомить с основными простейшими принципами конструирования;
- формировать умение классифицировать, сравнивать, обобщать объекты;
- формировать умение следовать образцу, действовать по схеме;
- формировать умение действовать в соответствии с собственным замыслом;
- формирование у дошкольников деятельностного интереса к информационным
технологиям;
- сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных
информационных технологий (графических − рисунок, схема);
- изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;
- формировать умение выразить свой замысел;
- повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством
конструктора LEGO;
Развивающие:
Умственное развитие:
- развивать элементарные математические способности у детей дошкольного возраста;
Физиологическое развитие:
- развивать мускулатуру рук, мелкую моторику, координацию рук и глаз;
Психическое развитие:
- развивать логическое и образное мышление детей, внимание, оперативную память,
наблюдательность;
- развивать пространственное воображение;
- развивать креативные способности, творческую активность, фантазию;
- развивать самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
Речевое развитие:
- способствовать овладению коммуникативной компетенции;
- обогащать словарный запас детей специальными терминами;
Воспитательные:
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию, как содержательной
поисково-познавательной деятельности;
- воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать
созданию ситуации успеха у детей;
8

- воспитывать желание и прививать навыки работы в группе, в парах в команде.
Основные формы, методы и приемы образовательной деятельности
LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия
«рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством педагога в определенную
систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой
характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то
целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями,
является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGOконструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить
в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую
очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны
на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO
деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не
бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку
из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из
освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO- конструированию используются разнообразные методы и
приемы.
Методы
Наглядный
Информационнорецептивный

Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично-поисковый

Приемы
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,
форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,
упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать,
пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая
гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы
совместной деятельности. В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для
удобства пользования с детьми прорабатываются названия деталей. LEGO-кирпичики имеют
разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик
(кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока
у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре. На занятиях предлагается детям
9

просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты
сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за
шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только
пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию
речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом,
чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки,
архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. В совместной деятельности по LEGOконструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от
других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять
предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над
развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие
диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с
предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям,
образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять
детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным
образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти
части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый
ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое
отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В
зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания
могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в
группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура занятия
LEGO-конструирования – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других
технических объектов. Обучение LEGO-конструированию всегда из 4 этапов:
1 этап: соединяйся (установление взаимосвязей),
2 этап: собирай (процесс технического детского творчества),
3 этап: обсуждай (рефлексия и развитие);
4 этап: продолжай (открытость).
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети получают новые знания,
основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления.
Конструирование. Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки
«работают вместе». Работа с продуктами LEGO базируется на принципе практического обучения:
сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа
«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно
10

специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания
своих собственных.
Процесс конструирования условно делят на 4 этапа:
1. Постановка технической задачи;
2. Сбор и изучение нужной информации;
3. Поиск конкретного решения задачи;
4. Материальное осуществление творческого замысла.
Этапы детского творчества
1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или
предложенная родителем/педагогом) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше
значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 %
случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел
претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок,
тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную
задумку в реальность.
2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок
приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными
средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение,
ритмика, музыка).
3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После
окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и
сверстников.
4. Рефлексия и развитие. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют
конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже
имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети
исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они
заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят
презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них
свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений
воспитанников.
Работа с родителями
Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с родителями. Образовательный
заказ родителей, может являться одной из важных причин для внесения изменений в данную
программу. Родители могут стать, участниками образовательного процесса, предлагая свои темы
для занятий с детьми, а также участвуя в создании схем, подбирая различные сюжеты и
демонстрационные материалы.

11

Планируемые результаты
Планируемые
результаты обучения

Стартовый уровень

Предметные

знать:
правила техники безопасности,
требование
к
организации
рабочего
места;
название
конструктора и его деталей;
смысловую связь элементов
конструктора;
уметь:
определять изображенный на
схеме предмет и называть его
функции;
формировать
практические умения и навыки
конструированию по образцу;
овладеют:
разнообразными
способами
крепления деталей;
получат начальные навыки:
простейшего
анализа
сооруженных построек;
о сенсорных эталонах (цвет,
форма, величина);

Метапредметные

Формирование элементарных
математических способностей у
детей дошкольного возраста;
развитие
творческого
мышления
в
процессе
конструкторской деятельности;
развитие
коммуникативной
компетенции;
обогащение
словарного
запаса
детей
специальными
терминами;
формирование
желания
и
навыков работы в группе, в
парах в команде; формирование
умения следовать образцу,
действовать
по
схеме;
формирование
умения
действовать в соответствии с
собственным замыслом;
Стимулирование интереса к
экспериментированию
и
конструированию,
как
содержательной
поисковопознавательной деятельности;

Личностные

Базовый уровень
знать:
правила техники безопасности,
требование к организации рабочего
места; название конструктора и его
детали; смысловую связь элементов
конструктора;
уметь:
определять изображенный на схеме
предмет и называть его функции;
сформированные
практические
умения и навыки конструированию
по
образцу;
формирование
практических умений и навыков
конструирования по описанию, на
заданную
тему,
свободное
конструирование.
овладеют:
разнообразными
способами
крепления деталей;
получат н навыки:
анализа сооруженных построек;
о сенсорных эталонах (цвет, форма,
величина);
представления
и
защиты
собственной модели.
Умение
самостоятельно
организовать
и
планировать
деятельность, выбирать способы
решения
учебных
задач,
анализировать и структурировать
полученную
информацию,
контролировать и оценивать свои
действия и результаты работы,
развитые
коммуникативные
компетенции и владение навыками
групповой деятельности.

Стимулирование
интереса
к
экспериментированию
и
конструированию,
как
содержательной
поисковопознавательной деятельности;
12

воспитание
позитивного воспитание позитивного отношения
отношения
к
окружающей к окружающей действительности;
действительности;
развитие логического и образного
развитие
логического
и мышления
детей,
внимания,
образного мышления детей, оперативной
памяти,
внимания, оперативной памяти, наблюдательности;
наблюдательности;
развитие
пространственного
развитие
пространственного воображения;
воображения;
развитие креативных способностей,
развитие
креативных творческой активности, фантазии;
способностей,
творческой развитие
самостоятельности
в
активности, фантазии;
принятии оптимальных решений в
развитие самостоятельности в
различных ситуациях.
принятии оптимальных решений в
различных ситуациях.

13

№
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединения: «Лего – конструирование: простые механизмы»
на 2025 – 2026 учебный год.
Первый год обучения. Стартовый уровень
Тема занятия
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие «Знакомство
1
0,5
0,5
с LEGO конструктором».
Правила
техники
безопасности. Вертушка
Качели
1
1
Наблюдение
Волчок.
Соревнования
1
0,5
0,5
Наблюдение
«Вертись волчок»
Парусник
1
1
Наблюдение
Машинка с механизмом
1
1
Наблюдение
толкания
Машинка с механизмом
1
0,5
0,5
Наблюдение
измерением расстояния
Щенок
1
0,5
0,5
Наблюдение
Хоккеист
1
1
Наблюдение
Свободное конструирование
1
1
Выставкас использованием базовых
презентация
картинок набора LEGO
Пугало
1
1
Наблюдение
Вентилятор
1
0,5
0,5
Наблюдение
Робот
Наблюдение
Мини-трактор
1
0,5
0,5
Наблюдение
Ножницы-домкрат
1
1
Наблюдение
Башенный кран
1
1
Наблюдение
Автокран с противовесом
1
1
Наблюдение
Автокран
1
1
Наблюдение
Свободное конструирование
1
1
Выставкапо теме «Кран»
презентация
Вертушка
1
1
Наблюдение
Выжималка
1
1
Наблюдение
Рисовалка
1
1
Наблюдение
Цыпленок
1
1
Наблюдение
Мотоцикл
1
1
Наблюдение
Лифт
1
1
Наблюдение
Вертолёт
1
1
Наблюдение
Карусель
1
1
Наблюдение
Качели-карусель
1
1
Наблюдение
Качели-спутники
1
1
Наблюдение
Большие качели
1
1
Наблюдение
Парк аттракционов
1
1
Наблюдение
Подъёмная платформа
1
1
Наблюдение
Самолёт. Итоговое занятие
1
1
Наблюдение
Итого:
32
3
29

14

№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединения: «Лего – конструирование»
на 2025 – 2026 учебный год.
Второй год обучения. Базовый уровень
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория Практика
Раздел 1. Животные и насекомые
Вводное
занятие.
Правила
1
0,5
0,5
техники
безопасности.
Знакомство с конструктором
Аврора Роботикс. Бык
Черепаха
1
0,5
0,5
Крокодил
1
0,5
0,5
Бабочка
1
0,5
0,5
Утка
1
0,5
0,5
Лягушка
1
0,5
0,5
Щенок
1
0,5
0,5
Лошадка
1
0,5
0,5
Стрекоза
1
0,5
0,5
Осьминог
1
0,5
0,5
Раздел 2. Транспорт
Самокат
1
0,5
0,5
Трактор
1
0,5
0,5
Велосипед
1
0,5
0,5
Мотороллер
1
0,5
0,5
Мотоцикл
1
0,5
0,5
Джип
1
0,5
0,5
Гоночный автомобиль
1
0,5
0,5
Ретро автомобиль
1
0,5
0,5
Раздел 3. Механизмы
Качель-рычаг
1
0,5
0,5
Захват - автомат с игрушками
1
0,5
0,5
Качели
1
0,5
0,5
Канатоходец
1
0,5
0,5
Зубчатая передача
1
0,5
0,5
Картинг
1
0,5
0,5
Автоматическая дверь
1
0,5
0,5
Пилот
1
0,5
0,5
Агроном
1
0,5
0,5
Металлург
1
0,5
0,5
Строитель
1
0,5
0,5
Мой автомобиль
1
0,5
0,5
Убираем улицы
1
0,5
0,5
Умная машина. Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого:
32
16
16

Форма
контроля

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Анализ работ

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
ТЕМА
Вводное занятие
«Знакомство
«LEGO
конструктором»

ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Проведение инструктажа
с по
технике
безопасности,
знакомство
с
внутренним
распорядком, изучение
правил
работы
с
конструктором.
Изучение
требований,
предъявляемых
к
ученикам. Знакомство с
набором и деталями
Legо.
Вертушка
Принцип
работы Конструирование
ветряных механизмов
модели «Вертушка» по
схеме
Качели
Принцип
работы Конструирование
механизма качелей
модели «Качели» по
схеме
Волчок
Принцип работы волчка, Конструирование
зубчатых колес
модели «Волчок» по
схеме
Соревнования
Разбор
условий Проведение
«Вертись волчок»
соревнований
соревнований
на
лучший результат
Парусник
Формирование
Конструирование
представлений
и модели «Парусник» по
расширение полученных схеме
знаний о разных видах
судов; о том, что их
строение зависит от
функционального
назначения; подвести к
обобщению:
у всех
кораблей
есть
нос,
корма, днище, палуба;
упражнять в анализе
конструкций,
в
планировании
деятельности.
Машинка
с Формирование
Конструирование
механизмом
представлений
и модели «Машинка с
толкания
расширение полученных механизмом толкания»
знаний о разных видах по схеме
Машинка
с автомобилей; о том, что Конструирование
их строение зависит от модели «Машинка с
механизмом
функционального
измерением
механизмом
назначения;
подвести
к
расстояния

ОБОРУДОВАНИЕ
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

16

обобщению:
у всех
автомобилей
есть
кабина,
колеса,
механизм управления;
упражнять в анализе
конструкций,
в
планировании
деятельности.
Щенок
Формирование
представлений
о
домашних животных, их
отличие от диких, частей
тела щенка
Хоккеист
Формирование
представлений
о
игровых видах спорта,
рассмотрение
вида
спорта хоккей.
Свободное
Развитие
творческих
конструирование с способностей
и
использованием
воображения ребенка
базовых картинок
набора LEGO
Пугало
Формирование
представления о защите
урожая от птиц

измерением
расстояния» по схеме

Конструирование
модели «Щенок»
схеме

Конструирование
Конструктор Lego
модели «Хоккеист» по «Первые
схеме,
проведение механизмы», ПК
соревнований
между
хоккеистами
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Строительство
по образцу

пугала Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

Вентилятор

Изучение ветрогонных Конструирование
устройств
модели вентилятора

Робот

Формирование
представлений
о
роботах, их назначении и
устройстве
Формирование
представлений
и
расширение полученных
знаний о разных видах
автомобилей; о том, что
их строение зависит от
функционального
назначения; подвести к
обобщению:
у всех
автомобилей
есть
кабина,
колеса,
механизм управления;
упражнять в анализе
конструкций,
в
планировании
деятельности.
Формирование
представлений
о

Мини-трактор

Ножницы-домкрат

Конструктор Lego
по «Первые
механизмы», ПК

Конструирование
модели
робота
образцу
Конструирование
мини-трактора

Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
по «Первые
механизмы», ПК
Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

Конструирование
Конструктор Lego
модели
ножниц
и «Первые
домкрата по образцу
механизмы», ПК
17

промышленных
ножницах, домкрате
Башенный кран
Формирование знаний о Конструирование
модели по образцу
Автокран
с технологической
противовесом
последовательности
Автокран
изготовления
Свободное
подъёмного
крана;
конструирование по развитие
умения
теме «Кран»
конструировать модель
по заданной инструкции
(готовому образцу);

Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК

формирование знаний о
назначении строительного
крана и его частях.

Вертушка

Изучение ветрогонных Конструирование
модели вертушки
устройств

Выжималка

Формирование
представлений
об
устройствах,
мнущих
бумагу
Формирование
представлений
об
устройствах,
при
помощи которых можно
рисовать
Формирование
представления
о
домашних
птицах,
разбор отличий от диких
птиц
Формирование
представлений
о
мотоциклетной технике,
отличий от автомобиля
Формирование
представлений
о
подъёмных механизмах
Формирование
представлений
о
воздушных суднах, их
видах
и
составных
частях
Принцип
работы
механизма качелей и
каруселей

Рисовалка

Цыпленок

Мотоцикл

Лифт

Вертолёт

Карусель
Качели-карусель
Качели-спутники
Большие качели
Парк аттракционов

Конструктор Lego
«Первые
механизмы», ПК
Конструирование
Конструктор Lego
модели устройства для «Первые
гофрирования бумаги механизмы», ПК
по образцу
Конструирование
Конструктор Lego
модели устройства для «Первые
рисования по образцу
механизмы», ПК

Конструирование
Конструктор Lego
модели цыпленка по «Первые
образцу
механизмы», ПК

Конструирование
Конструктор Lego
модели мотоцикла по «Первые
образцу
механизмы», ПК
Конструирование
Конструктор Lego
модели
лифта
по «Первые
образцу
механизмы», ПК
Конструирование
Конструктор Lego
моделей самолетов и «Первые
вертолетов
механизмы», ПК

Конструирование
Конструктор Lego
моделей качелей и «Первые
каруселей по образцу
механизмы», ПК

18

Подъёмная
платформа

Формирование
представлений
о
специальном
погрузочном транспорте
Самолёт. Итоговое Формирование
занятие
представлений
о
воздушных суднах, их
видах
и
составных
частях

Конструирование
Конструктор Lego
модели
подъёмной «Первые
платформы по образцу механизмы», ПК
Конструирование
Конструктор Lego
моделей
самолетов, «Первые
подведение итогов
механизмы», ПК

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное
занятие.
Правила
техники
безопасности.
Знакомство
с
конструктором
Аврора Роботикс.
Бык
Черепаха
Крокодил
Бабочка
Утка
Лягушка
Щенок

Лошадка
Стрекоза
Осьминог

Самокат

Трактор

Проведение инструктажа по
технике
безопасности,
знакомство с внутренним
распорядком,
изучение
правил
работы
с
конструктором.
Изучение
требований, предъявляемых
к ученикам. Знакомство с
набором и деталями Legо.
Формирование
представлений о черепахах,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений о крокодилах,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений о бабочках,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений об утках,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений о лягушках,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений о домашних
питомцах, чтение схемы
сборки модели
Формирование
представлений о лошадях,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений о стрекозах,
чтение схемы сборки модели
Формирование
представлений
об
осьминогах, чтение схемы
сборки модели
Формирование
представлений о самокатной
технике, отличий от другой
техники,
чтение
схемы
сборки модели
Формирование
представлений о сельхоз
технике, отличий от другой
техники,
чтение
схемы
сборки модели

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Конструирование
модели «Черепаха»
по схеме
Конструирование
модели «Крокодил»
по схеме
Конструирование
модели «Бабочка»
по схеме
Конструирование
модели «Утка» по
схеме
Конструирование
модели «Лягушка»
по схеме
Конструирование
модели «Щенок» по
схеме

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Конструирование
модели «Лошадка»
по схеме
Конструирование
модели «Стрекоза»
по схеме
Конструирование
модели «Осьминог»
по схеме

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Конструирование
Конструктор
модели «Самокат» Аврора Роботикс,
по схеме
ПК.
Конструирование
Конструктор
модели «Трактор» Аврора Роботикс,
по схеме
ПК.

20

Велосипед

Мотороллер

Мотоцикл

Джип

Формирование
представлений
о
вело
технике,
отличий
от
самоката, чтение схемы
сборки модели
Формирование
представлений
о
мототехнике, отличий от
другой техники, чтение
схемы сборки модели

Формирование
представлений и расширение
полученных знаний о разных
видах автомобилей; о том,
Гоночный
что их строение зависит от
автомобиль
функционального
назначения;
подвести
к
обобщению:
у
всех
Ретро автомобиль
автомобилей есть кабина,
колеса,
механизм
управления, чтение схемы
сборки модели
Качель-рычаг
Формирование
представления о принципе
работы механизма качелей и
каруселей,
чтение схемы
сборки модели
Захват - автомат с Формирование
игрушками
представления о механизмах
захвата объектов, чтение
схемы сборки модели
Качели

Канатоходец

Зубчатая передача

Картинг

Конструирование
Конструктор
модели
Аврора Роботикс,
«Велосипед»
по ПК.
схеме
Конструирование
модели
«Мотороллер» по
схеме
Конструирование
модели
«Мотоцикл»
по
схеме
Конструирование
модели «Джип» по
схеме
Конструирование
модели «Гоночный
автомобиль»
по
схеме
Конструирование
модели
«Ретро
автомобиль»
по
схеме

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Конструирование
Конструктор
моделей качелей и Аврора Роботикс,
каруселей
по ПК.
образцу

Конструирование
модели «Захват автомат
с
игрушками»
по
схеме
Формирование
Конструирование
представления о принципе моделей качелей и
работы механизма качелей и каруселей
по
каруселей,
чтение схемы образцу
сборки модели
Формирование
Конструирование
представлений о гравитации, модели
силе притяжения, чтение «Канатоходец» по
схемы сборки модели
схеме
Формирование
Конструирование
представления о зубчатой модели «Зубчатая
передаче,
подсчет передача» по схеме
количества зубцов, чтение
схемы сборки модели
Формирование
Конструирование
представлений и расширение модели «Картинг»
полученных знаний о разных по схеме

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
21

Автоматическая
дверь

Пилот
Агроном
Металлург

Строитель

Мой автомобиль

Убираем улицы
Умная машина

видах автомобилей, чтение
схемы сборки модели
Формирование
представления о механизмах
автоматического открытия
при помощи датчиков и
программ, чтение схемы
сборки модели
Формирование
представлений о различных
профессиях, чтение схем
сборки моделей

Конструирование
модели
«Автоматическая
дверь» по схеме

Конструирование
модели «Пилот» по
схеме
Конструирование
модели «Агроном»
по схеме
Конструирование
модели
«Металлург»
по
схеме
Конструирование
модели
«Строитель»
по
схеме
Формирование
Конструирование
представлений и расширение модели
«Мой
полученных знаний о разных автомобиль»
по
видах автомобилей, чтение схеме
схемы сборки модели
Конструирование
модели «Убираем
улицы» по схеме
Конструирование
модели
«Умная
машина» по схеме

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.
Конструктор
Аврора Роботикс,
ПК.

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Год
обучения

Начало
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1-й год
обучения
(стартовый)

15.09.2025

22.05.2026

32

32

32

1 занятие по
30 минут 1
раз в неделю

2-й год
обучения
(базовый)

15.09.2025

22.05.2026

32

32

32

1 занятие по
30 минут 1
раз в неделю

Каникулы:
22 декабря 2025 г. – 11 января 2026 г.

22

Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы
 Сведения о помещении: компьютерный класс;
 Перечень оборудования: классная доска – 1 шт., столы для обучающихся 15 - шт., стулья
для обучающихся – 15 шт., стол педагога - 1 шт., стул для педагога -1 шт., шкаф для хранения
дидактических пособий и учебных материалов-1 шт., стеллажи для хранения коробок с
конструктором – 3 шт;
 Перечень технических средств обучения: компьютер для педагога - 1 шт., компьютеры для
обучающихся - 10 шт., принтер - 1 шт., проектор - 1 шт., интерактивная доска - 1 шт., телевизор
- 1 шт., видеокамера – 1 шт., фотоаппарат – 1 шт., колонки для прослушивания -2 шт.;
 Перечень материалов, необходимых для занятий: инструкции по сборке (в электронном
виде CD; книга для учителя (в электронном виде CD); экранные видео лекции, видео ролики;
информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной
программе;
 Наборы конструкторов: конструктор LEGO Duplo «Первые механизмы» - 11 шт.,
технологические карты – 11 шт., комплект электроники для конструктора LEGO Duplo «Первые
механизмы» - 12 шт., конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели
2009580) - 15 шт.; ресурсный набор LEGO Education WeDo – 4 шт., Экогород – 8 шт.
(предполагается работа в парах), программное обеспечение LEGO Education WeDo v.1.2,
конструктор Аврора Роботикс - 12 шт.
 Требования к обуви обучающихся: сменная обувь на плоской подошве с пяткой.
2. Методические материалы
1 год обучения (стартовый уровень)
МатериальноФормы, методы,
Формы
№
Тема занятия

1

Вводное занятие «Знакомство с
LEGO конструктором». Правила
техники безопасности. Вертушка

2
3

Качели
Волчок. Соревнования «Вертись
волчок»
Парусник

4
5
6
7
8
9

10
11

Машинка
с
механизмом
толкания
Машинка
с
механизмом
измерением расстояния
Щенок
Хоккеист
Свободное конструирование с
использованием
базовых
картинок набора LEGO
Пугало
Вентилятор

техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Карточки с
заданиями,
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Карточки с
заданиями
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

Конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

приемы
обучения.
Педагогические
технологии

учебного
занятия

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая форма
обучения

Игровая
технология

Соревнование

Система
последовательных
заданий

Индивидуальноколлективная
форма обучения

Игровая
технология

Индивидуальная
форма

Карточки с
заданиями,
23

12
13
14
15

Робот
Мини-трактор
Ножницы-домкрат
Башенный кран

16
17

Автокран с противовесом
Автокран

18

Свободное конструирование по
теме «Кран»

19

Вертушка

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Выжималка
Рисовалка
Цыпленок
Мотоцикл
Лифт
Вертолёт
Карусель
Качели-карусель
Качели-спутники
Большие качели
Парк аттракционов
Подъёмная платформа
Самолёт. Итоговое занятие

конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

Система
последовательных
заданий

Индивидуальноколлективная
форма обучения

Конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Карточки с
заданиями,
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Конструктор
LeGo «Первые
механизмы»
Карточки с
заданиями,
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

Игровая
технология

Индивидуальная
форма

Система
последовательных
заданий

Индивидуальноколлективная
форма обучения

Игровая
технология

Индивидуальная
форма

Игровая
технология

Индивидуальная
форма

Система
последовательных
заданий

Индивидуальноколлективная
форма обучения

Карточки с
заданиями,
конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

Система
последовательных
заданий

Индивидуальноколлективная
форма обучения

Конструктор
LeGo «Первые
механизмы»

Игровая
технология

Групповая
форма

24

2 год обучения
№

Тема занятия

1

Вводное занятие. Правила техники
безопасности.
Знакомство
с
конструктором Аврора Роботикс.
Бык

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Черепаха
Крокодил
Бабочка
Утка
Лягушка
Щенок
Лошадка
Стрекоза
Осьминог
Самокат
Трактор

13

Велосипед

14
15
16
17
18
19
20
21

Мотороллер
Мотоцикл
Джип
Гоночный автомобиль
Ретро автомобиль
Качель-рычаг
Захват - автомат с игрушками
Качели

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Канатоходец
Зубчатая передача
Картинг
Автоматическая дверь
Пилот
Агроном
Металлург
Строитель
Мой автомобиль
Убираем улицы
Умная машина

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
Аврора Роботикс
ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
Аврора Роботикс

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая
форма
обучения

Система
последовательных
заданий

Индивидуаль
ноколлективная
форма
обучения

ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
Аврора Роботикс

Система
последовательных
заданий

Индивидуаль
ноколлективная
форма
обучения

ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
Аврора Роботикс
ПК, проектор,
раздаточный
материал,
конструктор
Аврора Роботикс

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая
форма
обучения

Система
последовательных
заданий

Индивидуаль
ноколлективная
форма
обучения

25

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, представления портфолио. Возможно
проведение мастер-класса в форме открытого занятия, объединения для посещения другими
обучающимися с целью повышения мотивации при работе с конструктором.
Вид контроля

Входной контроль
Текущий контроль

Промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Цель проведения

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Определение уровня развития обучающихся, Беседа, наблюдение
выявление
интересов,
конструкторских
способностей.
Оценка качества освоения учебного материала Опрос, контрольное
пройденной темы: отслеживание активности задание,
открытое
обучающихся, их готовности к восприятию занятие, тестирование,
нового, корректировка методов обучения.
выполнение сборки по
условию и т.д.
Определение
успешности
развития Конкурс,
обучающегося, усвоения им программы на соревнование, защита
определенном «этапе» обучения.
проекта и т.д.
Определение успешности освоения программы Защита
проекта,
и установления соответствия достижений, соревнования и т.д.
обучающихся планируемым результатам.

Важным показателем работы ребёнка и педагога, является «Портфолио достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, полезный людям труд и т.д.),
а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому
определять цели своего дальнейшего развития.

Уровень развития
ребенка
Высокий

Средний

Диагностика уровня знаний и умений по
LEGO-конструированию у детей 5 - 7 лет
входной контроль, промежуточная аттестация
Умение правильно
Умение правильно
конструировать модель
конструировать модель по
по образцу, схеме
замыслу
Ребенок самостоятельно делает Ребенок
самостоятельно
постройку, используя образец, разрабатывает замысел в разных
схему, действует самостоятельно его звеньях (название предмета,
и практически без ошибок в его назначение, особенности
размещение
элементов строения).
Самостоятельно
конструкции относительно друг работает над постройкой.
друга.
Ребенок делает незначительные Тему
постройки
ребенок
ошибки при работе по образцу,
определяет
заранее.
схеме,
правильно
выбирает Конструкцию, способ ее
детали, но требуется помощь при построения находит путем
определении
их
в практических проб, требуется
пространственном
помощь взрослого.
расположении.

26

Низкий

Ребенок не умеет правильно
«читать» схему, ошибается в
выборе
деталей
и
их
расположении относительно друг
друга.

Замысел
у
ребенка
неустойчивый, тема меняется в
процессе
практических
действий
с
деталями.
Создаваемые
конструкции
нечетки
по
содержанию.
Объяснить их смысл и способ
построения ребенок не может.

27

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
28

17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.

29

Литература, использованная при составлении программы
1.
Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
2.
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора
ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3.
Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. М.: Академия, 2009. -230 с.
4.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики,
2008. – 118 с.
5.
Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста
средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО
«РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
6.
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.:
Бином, 2011. – 120 с.
7.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
8.
Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения
дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
9.
Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
10. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе
детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
11. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и
конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
12. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
13. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
14. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
15. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.:
Академия, 2009. – 97 с.
16. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных
способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
17. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. –
СПб, 2001, - 59 с.
18. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр
образования № 1317 – М., 2007г.- 58с.
19. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр
(Леготека) – М., 2007.- 44с.
20. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера,
2011. – 243 с.

30

Литература для обучающихся и родителей
1. Аревшатян, А.А. LEGO. Книга идей: новая жизнь старых деталей [Текст] / А.А.Аревшатян.
– М.: Эксмо, 2013.
2. Бедфорд, А. Большая книга Лего [Текст] / А. Бедфорд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
3. Бедфорд, А. LEGO. Секретная инструкция [Текст] / А.Бедфорд. – М.: эком, 2013.
4. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.
5. Гальперштейн, Л.Я. Большая энциклопедия для детского сада [Текст] / Л.Я. Гальперштейн,
А.А.Никишин, И.В.Травина. –М.: Росмэн, 2016.
6. Гальперштейн, Л.Я. Моя первая книга о технике [Текст] / Л.Я. Гальперштейн. – М.; Росмэн,
2003.
7. Гальперштейн, Л.Я. Наша земля [Текст] / Л.Я. Гальперштейн. – М.; Росмэн, 2001.
8. Гальперштейн, Л.Я. Животные [Текст] / Л.Я. Гальперштейн. – М.; Росмэн, 2000.
9. Кланг, И. Собери свой город. Книга инструкций LEGО [Текст] / И. Кланг, О.Альбрехт. – М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2013.
10. Липковиц, Д. LEGO. Книга потрясающих идей [Текст] / Д.Липковиц. – М.: Эксмо, 2016.

31

Оценка проектной работы по заданной теме

Приложение 1

Оценка информации в проектах:
1.
2.
3.
4.
5.

Целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);
Связность (логическая, формально-языковая);
Структурная упорядоченность;
Завершённость (смысловая и жанрово-композиционная);
Оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).

Оценка исследовательской деятельности в проекте:
1. Выявление и постановка проблемы исследования;
2. Формулирование гипотез и пробных теорий;
3. Планирование и разработка исследовательских действий;
4.
Сбор данных (множественность, актуальность и надёжность фактов, наблюдений,
доказательств);
5. Анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;
6. Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
7. Выводы;
8. Постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;
9. Объективная научная новизна.
Оценка прикладных результатов проекта:
1. Актуальность проекта для заключенного потребителя;
2. Соответствие результатов поставленной цели;
3. Соответствие выполненных задач поставленной цели;
4. Оптимальность выбранных действий;
5. Продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;
6. Чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);
7. Оформление результатов – конечного продукта в соответствии с современными
требованиями к данному виду продуктов;
8. Наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования
и т. п.);
9. Объективная новизна (оригинальность, авторский характер);
10. Масштабность (по охваченному материалу, по потенциальным потребителям и т. д.).
Оценка уровня использованных в проекте технологий:
1. Использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;
2. Использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;
3. Использование оригинальных, авторских технологий;
4. Трудоёмкость проекта;
5. Экономичность проекта;
6. Уровень профессионального мастерства.
Оценка художественного исполнения проекта:
1. Соответствие форматам и предъявленным требованиям;
2. Авторский стиль и (или) оригинальность;
3. Композиция и сочетания;
4. Узнаваемость и понятность;
5. Глубина художественного замысла.
32

Приложение 2
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты
Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

стимулирование интереса
к экспериментированию и
конструированию,
как
содержательной
поисково-познавательной
деятельности;
воспитание позитивного
отношения
к
окружающей
действительности;
развитие логического и
образного
мышления
детей,
внимания,
оперативной
памяти,
наблюдательности;
развитие
пространственного
воображения;
развитие
креативных
способностей, творческой
активности, фантазии;
развитие
самостоятельности
в
принятии оптимальных
решений в различных
ситуациях.
формирование
элементарных
математических
способностей у детей
дошкольного возраста;
развитие
творческого
мышления в процессе
конструкторской
деятельности;
развитие
коммуникативной
компетенции;
обогащение словарного
запаса
детей
специальными
терминами;
формирование желания и
навыков работы в группе,
в парах в команде;
формирование
умения
следовать
образцу,
действовать по схеме;
формирование
умения
действовать
в

Критерий
оценивания

Виды контроля,
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Конструкторские
навыки

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Наблюдение,
контрольное
задание

Позитивное
отношение
к
окружающей
действительности
Логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность

Текущие
промежуточный
контроль

и

Педагогическое
наблюдение

Текущие
промежуточный
контроль

и

Методика 6 кубиков

Пространственное
воображение

Текущие
и
промежуточный
контроль
Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Выполнение
конструирования по
заданию
Конструирование по
собственному
замыслу

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Конструирование по
собственному
замыслу

Математические
способности

Текущие
промежуточный
контроль

и

Методика 6 кубиков

Творческое
мышление
в
процессе
конструкторской
деятельности
Коммуникативная
компетенция

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Конструирование по
собственному
замыслу

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Словарный запас
специальных
терминов

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Работа к группе,
паре, команде

Текущие
и
промежуточный
контроль
Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль
Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Представление
модели, собранной
по
собственному
замыслу
Представление
модели, собранной
по
собственному
замыслу
Командные
соревнования

Креативные
способности,
фантазия,
творческая
активность
Самостоятельность
принятия решений
в
различных
ситуациях

Следование
образцу, схеме
Конструирование
по собственному
замыслу

Представление
модели, собранной
по схеме/образцу
Представление
модели, собранной

33

Предметные
результаты

соответствии
с
собственным замыслом;
Знать правила техники
безопасности,
требование
к
организации
рабочего
места;
название
конструктора
и
его
детали; смысловую связь
элементов конструктора;
определять
изображенный на схеме
предмет и называть его
функции;
практические умения и
навыки
конструированию
по
образцу;
практических умений и
навыков
конструирования
по
описанию, на заданную
тему,
свободное
конструирование.
разнообразные
способами
крепления
деталей
анализ
сооруженных
построек;
представление и защита
собственной модели.

по
собственному
замыслу
Беседа

Техника
безопасности,
организация
рабочего
места,
знание названия и
деталей
конструктора

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Конструирование
по образцу, по
схеме, на заданную
тему,
свободное
конструирование

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Выполнение
практических
заданий

Способы
крепления деталей

Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль
Текущие,
промежуточный и
итоговый контроль

Выполнение
практических
заданий
Защита проекта

Анализ построек.
Представление и
защита
собственной
модели.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».