Увлекательный мир информатики на 2 года 144 часа

Содержание
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Учебно–тематический план
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Методические материалы
Формы аттестации/контроля
Список литературы
Приложение

3
7
7
8
12
23
26
26
26
27
30
31
34

2

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Программа относится
к технической направленности и ориентирована на развитие технических и творческих
способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.
В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает
им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой
деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является
необходимостью. Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый
ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат,
подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить
компьютерную презентацию.
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В
частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово
распространенные ИКТ-инструменты и широкодоступные информационные источники при
решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение
собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации обучающегося, является
частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не
исчерпывается ею.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая
компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и
знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и
представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна
формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех
предметных областях.
Актуальность программы
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
3

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.
Часть программы может реализоваться с помощью дистанционных образовательных
технологий (ДОТ).
Нормативно-правовое обеспечение ДОТ в Свердловской области.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 г. № СК 150/3
«Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 г. № ДТ-41/06
«Об организации дополнительного образования детей в дистанционной форме обучения»
4

- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по
организации дистанционного обучения от 20.03.2020 г.
Новизна программы
Новизна и отличие данной программы заключается в том, что знания по теории
информационных технологий ученик получает в контексте практического применения данного
понятия, то есть дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом
аспекте.
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и
компетентностей для любой предметной области.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
 самостоятельность работы;
 осмысленность действий;
 разнообразие освоенных задач.
Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки педагог отмечает
недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка
сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Адресат общеразвивающей программы
По возрасту – программа рассчитана на возрастную категорию детей 8 – 11 лет. Набор в
группу осуществляется путем подачи заявления от родителей обучающегося и заключение
договора об образовании. Предварительной подготовки обучающегося не требуется.
Режим занятий
Срок реализации программы с сентября 2025 года по май 2027 года.
В данной программе используется групповая форма организации деятельности
обучающихся, набор детей в группы свободный, группа профильная, состав постоянный, в
группах по 10-15 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность работы за компьютером 15 минут.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов
и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной
программы и возраста воспитанников.
Объем общеразвивающей программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – 72 часа в год, стартовый уровень.
2 год – 72 часа в год, базовый уровень.
Особенности организации образовательного процесса
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы дети в ходе занятий изучили устройство
компьютера и его внешних устройств, научились набору на клавиатуре и изучили стандартные
программы пакета MS Office, с совершенствованием компьютерных навыков обучающиеся
5

будут знакомиться с визуальным блочным программированием Scratch, писать код
самостоятельно на платформе Roblox.
Программа реализуется в традиционной модели организации образовательного процесса,
подразумевающей линейную последовательность освоения содержания программы в течение 2
лет в МКУ ДО СЮТ с делением на уровни сложности:
1 год обучения – стартовый уровень: минимальная сложность заданий с постепенным
углублением знаний и совершенствованием компьютерных навыков;
2 год обучения – базовый уровень: закрепление ранее полученных знаний и ИКТ - навыков,
а также формирование представления о проектной деятельности, создание и защита собственных
творческих проектов.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу
- Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития дошкольников.
- Принцип индивидуального подхода. Основывается на индивидуальных особенностях
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий,
поддержки инициативы детей.
- Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное
сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
- Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в
определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
Перечень форм обучения
В рамках реализации программы используются следующие формы обучения:
 фронтальная (при изучении новой темы),
 индивидуальная (при выполнении заданий),
 индивидуально-групповая (при выполнении открытых творческих заданий),
 групповая, с использованием дистанционных технологий (применяется только во время
карантина).
Перечень видов занятий
В рамках реализации программы занятия проходят в виде: беседы, практического занятия,
круглого стола, мастер-класса, открытого занятия, защиты творческих работ, внутренних
соревнований.
Форма подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, защиты проектной работы, представления
портфолио. Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, объединения для
посещения другими обучающимися с целью повышения мотивации при работе с компьютером.
Важным показателем работы ребёнка и педагога, является «Портфель достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям
труд и т.д.), а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
По завершению первого года обучения на стартовом уровне программы форма подведения
итога – создание презентации в программе MS Power Point, мини-игры на Scratch.
6

По завершению второго года обучения на базовом уровне программы форма подведения
итога – защита игры на платформах Scratch или Roblox.

Цели общеразвивающей программы:
Цель – развитие информационно-коммуникационных навыков обучающихся при работе с
ПК и информацией в сети Интернет.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании является
важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у
обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается
способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности,
большинство задач, стоящих перед учащимися в школе) с адекватным применением массово
распространенных ИКТ-инструментов и широкодоступных информационных источников. ИКТкомпетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной
области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и
передавать ее нужным образом.
К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации –
справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных
передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть
(и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
К основным задачам изучения информационных технологий относятся:
Обучающие:
 освоение обучающимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах;
 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 Изучить состав и функционирование компьютера. Многообразие устройств,
подключаемых к компьютеру.
 Изучить компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств
(мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с
программным обеспечением (значки, окна, курсоры, меню).
 Познакомиться с основными технологическими приемами работы в программах:
Microsoft Office, Paint, Scratch, Roblox Studio.
Развивающие:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
 развитие самостоятельности и ответственности при работе с ПК и в сети Интернет.
 Сформировать общеучебные навыки.
Воспитательные:
 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
 приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
7

№

1

2
3-4
5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24-25
26
27

28

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединения: «Увлекательный мир информатики»
на 2025 – 2026 учебный год.
Первый год обучения. Стартовый уровень
Тема занятия
Количество Теория Практиче
часов
ская
часть
Введение. Техника безопасности.
1
1
Компьютер и его основные части.
Запуск ПК и завершение работы
1
0,5
0,5
Устройства ввода и вывода
Курсоры и указатели. Отработка
2
1
1
навыков управления в мини-играх
1
0,5
0,5
Текстовый курсор
Набор
текста
в
программе
1
0,5
0,5
RapidTyping. Основы
Набор
текста
в
программе
2
1
1
RapidTyping. Регистровые клавиши
Набор
текста
в
программе
2
1
1
RapidTyping. Цифровые клавиши.
Набор
текста
в
программе
2
1
1
RapidTyping. Цифровая клавиатура.
Набор
текста
в
программе
2
1
1
RapidTyping. Уровень «Опытный»
1
1
Практическое задание
Компьютерное меню
1
0,5
0,5
Набор и редактирование текста в
1
0,5
0,5
программе Word
Перемещение и копирование текста
1
0,5
0,5
Форматирование
символов.
1
0,5
0,5
Форматирование абзацев
Форматирование текста с помощью
1
0,5
0,5
стилей
Форматирование
страницы.
1
0,5
0,5
Подготовка документа к печати
Оформление текста WordArt
1
0,5
0,5
Добавление графических объектов в
1
0,5
0,5
документ
2
1
1
Работа с таблицами
Оформление
текста
WordArt.
1
1
Повторение
Запуск и завершение работы,
1
0,5
0,5
знакомство с элементами окна
программы MS
PowerPoint.
Сохранение презентации
Создание первых 5 и более слайдов
1
0,5
0,5
в MS PowerPoint с применением
графических изображений

Формы
контрол
я
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюдени
е
Анализ
работ
Наблюдени
е
Анализ
работ
Анализ
работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ
работ
Практическое
задание
Наблюдени
е

Анализ
работ
8

29

Выбор дизайна презентации

1

0,5

0,5

30

Работа с текстом

1

0,5

0,5

31

Работа с изображением

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

32

Добавление эффектов анимации
Использование звука, музыки и
видео в демонстрации слайдов
Создание элементов управления
презентации

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

33
34
35
36
37-38
39

Показ презентации
Знакомство
со
программирования Scratch

средой
1

Создание простых команд для
управления спрайтами
Рисование
прямоугольных
геометрических фигур спрайтом на
белом фоне

40-41

Игра «Пинг-понг»

42-43

Игра «Волшебные превращения»

44-45

Игра «Поймай яблоко»

46-48

Игра «Жук на трассе»

49-51
52-54

Проект «Математика»
Проект викторина «Страны
столицы»

55-56

Мини-игра «Снежная змейка»

57-58

Лабиринт

59-60

Танчик-шутер

61-64
65-68

Накорми пингвина

69-72

и

Затерянный город
Арканоид
Итого:

1

2

1

1

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3

1

2

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2
4

1
1

1
3

4

1

3

4

1

3

72

30,5

41,5

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Защита
проекта
Наблюдени
е
Наблюдени
е
Наблюдени
е
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Защита
проекта

9

№

1

2-3

4

5-7
8

9-12
13-16
17-20
21-26
27
28-31

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединения: «Увлекательный мир информатики»
на 2025 – 2026 учебный год.
Второй год обучения. Базовый уровень
Тема занятия
Количе Теория
Практичес
ство
кая часть
часов
Введение. Техника безопасности.
1
1
Компьютер и его основные части.
Запуск ПК и завершение работы.
Повторение
Набор и редактирование текста в
2
1
1
программе
Word.
Работа
с
карточками
Оформление
текста
WordArt.
1
1
Повторение
Работа
в
программе MS
3
1
2
PowerPoint. Повторение
Создание игр на Scratch. Что такое
1
0,5
0,5
язык программирования
4
1
3
Игра «Крестики-нолики»
4
1
3
Игра «Продвинутый арканоид»
4
1
3
Игра «Морской бой»
6
1
5
Игра «Платформер»
История компьютерных игр
1
1
4
4
Создаем собственную игру

32-33 Презентация созданных игр
Знакомство
со
средой
34 программирования Roblox Studio и
основами интерфейса
35 Создание объектов
36 Цвета и материалы
37 Работа с объектами
38 Работа с моделями

2
1

2
1

1
1
1
1
2

0,5
0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
0,5
1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

39-40 Строительство Парфенона
41-42 Разработка ландшафтов
43-44 Создание города
45-46 Создание сценариев
47-48 Циклы
49-50 Функции

Формы
контроля
Устный опрос

Наблюдение

Наблюдение
Взаимооценка
работ
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Защита
проекта
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
10

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

7

1

6

51-52 События
53-54 Условия
55-56 Цикл с параметром
57-58 Таймер
59-60 Сложные условия
61-62 Начисление очков
63-64 Массивы
65-71 Разработка приключенческой игры
1
72

1

Итоговое занятие
Итого:

72

25,5

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Представление
проектов

46,5

11

Содержание программы первого года обучения
ТЕМА

ТЕОРИЯ

Введение. Техника
безопасности.
Компьютер и его
основные части
Устройства ввода и
вывода

Курсоры
и
указатели.
Отработка навыков
управления в минииграх. Текстовый
курсор

Набор текста
программе
RapidTyping.
Основы
Набор текста
программе
RapidTyping.
Регистровые
клавиши
Набор текста
программе
RapidTyping.
Цифровые
клавиши.
Набор текста
программе
RapidTyping.
Цифровая
клавиатура.

ПРАКТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Как устроен и как работает
компьютер. Основные части
компьютера: процессор и
память.

Осваиваем
на ПК,
практике щелчок
программное
мыши,
переходы, обеспечение
радиокнопки,
флажки, работу с
клавиатура, мышь, джойстик, выпадающим
микрофон,
сканер, списком.
графический
планшет,
тачпад, датчики; принтер,
звуковые
колонки,
наушники, моторы. дисковод,
жесткий диск, флешка, МФУ,
сенсорный
экран,
интерактивная
доска,
цифровой
фотоаппарат,
цифровая камера, мобильный
телефон.
Указатели.
Курсор —
указатель
на
экране
компьютера. Курсоры мыши.
Разнообразие
курсоров
мыши. Текстовый курсор.

Осваиваем
на ПК,
практике клавиатур программное
у и набор текста, обеспечение
учимся исправлять
ошибки
(BS).
Переключение
алфавита,
переключение
регистра
(Shift и CapsLock)

в Изучение
расположения
букв, цифр и символов на
клавиатуре
при
русскоязычной раскладке.
в

Осваиваем
на ПК,
практике клавиатур программное
у и набор текста, обеспечение
учимся исправлять
ошибки
(BS).
Переключение
алфавита,
переключение
регистра
(Shift и CapsLock)

в

в

12

Набор текста
программе
RapidTyping.
Уровень
«Опытный»
Компьютерное
меню

в

Набор
и
редактирование
текста в программе
Word

Меню — основа
компьютерного интерфейса.
Тема демонстрирует,
объясняет и организует
практику работы с
компьютерными меню
разного типа:
 Текстовый список
 Набор пиктограмм
 Обычные кнопки
 Радиокнопки
 Флажки
 Разворачивающийся список
 Аккордеон
 Вкладки
Понятие сложного меню, как
меню, в котором некоторые
пункты сами являются меню.

Осваиваем
на ПК,
практике: работу со программное
всеми
обеспечение
рассмотренными
видами
меню,
использование для
выполнения заданий
программ Блокнот,
WordPad,
Калькулятор,
Проводник.

Обзор
окна
текстового
редактора MS Word. Панели
инструментов. Ввод текста.
Сохранение
и
закрытие
документа. Форматы файла.
Режимы
просмотра
документов. Поля страницы.
Выравнивание
текста.
Отступы. Интервалы между
строками
и
абзацами.
Форматирование
абзаца.
Табуляция.
Колонтитулы.
Ориентация страницы.

Осваиваем
на ПК,
практике:
Запуск программное
программы MS Word обеспечение
2010. Ввод текста.
Сохранение,
закрытие и открытие
документа.
Перемещение
по
документу. Вставка
текста в документ.
Выделение текста.
Удаление
и
восстановление
текста. Изменение
формата
файла.
Изменение режима
просмотра
документов.
Изменение
полей
страницы.
Выравнивание
текста на странице.
Изменение
интервалов.
Форматирование
13

абзаца. Работа с
табуляцией. Работа с
колонтитулами.
Переключение
ориентации
страницы.
Перемещение
и
копирование текста
Форматирование
символов.
Форматирование
абзацев
Форматирование
текста с помощью
стилей
Форматирование
страницы.
Подготовка
документа к печати

Форматирование текста с
помощью вкладки «Главная».
Словарь в MS Word. Команда
«Перевод».
Тезаурус.
Осуществление поиска по
тексту. Автозамена. Вставка
символов в текст.

Оформление текста Работа над оформлением
WordArt
текста в WordArt, изучение
иконок
интерфейса,
Добавление
добавление
графических
графических
в
документ,
объектов
в объектов
создание и редактирование
документ
таблиц, изучение шаблонов.
Работа с таблицами
Оформление текста
WordArt.
Повторение
Запуск
и
завершение работы,
знакомство
с
элементами
окна
программы MS

Понятие
презентации
и
компьютерной презентации,
их назначение и применение.
Программа
подготовки
презентаций MS PowerPoint.

Осваиваем
на
практике:
Изменение шрифта.
Добавление
символов.
Выравнивание
текста. Вырезание и
вставка
текста.
Перетаскивание
текста. Применение
стилей.
Создание
границы.
Заливка
абзаца.
Предварительный
просмотр документа.
Вывод документа на
печать.
Проверка
орфографии.
Перевод текста на
другие
языки.
Использование
тезауруса. Поиск и
замена в тексте.
Использование
автозамены. Вставка
даты и времени.
Вставка символов.
Осваиваем
на
практике:
Изменение
оформления
заголовков
текста,
вставка графических
объектов, вставка и
редактирование
таблиц,
внесение
данных.

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

Осваиваем
на ПК,
практике: Понятие программное
слайда.
Окно обеспечение
программы.
Заголовок.
Меню.
14

Объекты
презентации.
Сохранение
презентации.

PowerPoint.
Сохранение
презентации
Создание первых 5
и более слайдов
в MS PowerPoint с
применением
графических
изображений
Выбор
дизайна
презентации
Работа с текстом
Работа
с
изображением
Добавление
эффектов анимации
Использование
звука, музыки и
видео
в
демонстрации
слайдов
Создание элементов
управления
презентации
Показ презентации

Слайды. Выбор
макетов
слайдов. Последовательность
действий
при создании электронной
презентации. Основные
принципы дизайна.
Создание
презентации,
использование управляющих
кнопок и гипертекстовых
переходов.
Подготовка презентации к
показу,
демонстрация.
Автоматическая и ручная
смена
слайдов, установка
временных интервалов для
демонстрации слайдов.
Циклический непрерывный
показ презентации
в
автоматическом режиме.

ПК,
Осваиваем на
практике: Дизайн
программное
презентации. Шабло обеспечение
ны презентации.
Принципы стилевого
оформления
презентаций. Цветов
ая схема
слайда. Изменение
цветовой схемы
слайдов
презентации.
Ввод
и
редактирование
текста. Работа с
графической
информацией. Работ
а с сортировщиком
слайдов. Добавление
анимационных
эффектов, настройка
параметров
анимации. Вставка
звука, музыки и
видеоклипов
в
презентацию.

Визуальная
среда
программирования Scratch.
Изучение
блоков
программирования,
программы.
Создание простых интерфейса
Изучение
Scratch
онлайн,
команд
для
учебники,
идеи
и
управления
возможности.
Создание
спрайтами
кабинета
скретчера
для
публикации своих работ в
сети Интернет.

Осваиваем
на ПК,
практике:
блоки программное
программирования,
обеспечение
создаем
простые
команды для разных
спрайтов,
знакомимся
с
системой координат.
Изменяем костюмы
спрайта и рисуем
новых героев.

Знакомство
с
геометрическими фигурами и
возможностями рисования в
программе Scratch

Осваиваем
на ПК,
программное
практике:
рисование
при обеспечение
помощи инструмента

Знакомство
со
средой
программирования
Scratch

Рисование
прямоугольных
геометрических

15

фигур спрайтом на
белом фоне
Игра «Пинг-понг»

Изучение правил построения
игр,
сценарий
игры,
персонажи игр. Знакомство с
игрой «Пинг-понг»

Игра «Волшебные Знакомство с визуальными
превращения»
эффектами блока «Внешний
вид».

Игра
яблоко»

«Поймай Знакомство с возможностью
создания
собственного
внешнего
вида
игры,
изучение
возможностей
создания клонов и их
использование

Игра
«Жук
трассе»

на Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
сбор предметов

Проект
«Математика»

Знакомство
с
математическими
возможностями программы
Scratch, блок «Операторы»

Проект викторина Знакомство с возможностями
«Страны
и Scratch
для
создания
столицы»
образовательных проектов

Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
сбор предметов

Мини-игра «Снежная
змейка»

«Перо»
геометрических
фигур.
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
рисуем
персонажей
игры,
создаем
код
программы
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
клонов
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
клонов
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
блока «Операторы»
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
выбором
правильного ответа
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
клонов

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

16

Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
сбор предметов, подсчет
очков
Лабиринт

Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
уничтожение
противника,
подсчет очков
Танчик-шутер

Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
сбор предметов, подсчет
очков
Накорми пингвина

Знакомство
с
играми,
имитирующими движение и
преодоление
препятствий,
переход на новый уровень
Затерянный город

Знакомство
играми
Арканоид

с

аркадными

Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
клонов
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
с
использованием
клонов
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы
Осваиваем
на
практике: выбираем
фон,
персонажей
игры, создаем код
программы

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

17

Содержание программы второго года обучения
ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Осваиваем
на
практике щелчок
мыши,
переходы,
радиокнопки,
флажки, работу с
выпадающим
списком.

ПК,
программное
обеспечение

Осваиваем
на
практике клавиатур
у и набор текста,
Набор
учимся исправлять
редактирование
ошибки
(BS).
текста в программе
Переключение
Word. Работа с
алфавита,
карточками
переключение
регистра
(Shift и CapsLock).
Изучение
возможностей Осваиваем
на
Оформление текста программы Word
практике оформлен
WordArt.
ие
документа
Повторение
красочными
шаблонами WordArt

ПК,
программное
обеспечение

Как устроен и как работает
компьютер. Основные части
компьютера: процессор и
память, клавиатура, мышь,
джойстик, микрофон, сканер,
графический планшет, тачпад,
датчики; принтер, звуковые
колонки, наушники, моторы.
дисковод,
жесткий
диск,
флешка, МФУ, сенсорный
экран, интерактивная доска,
цифровой
фотоаппарат,
цифровая камера, мобильный
телефон.
Изучение расположения букв,
цифр
и
символов
на
клавиатуре
при
и русскоязычной раскладке.

Введение. Техника
безопасности
Компьютер и его
основные
части.
Запуск
ПК
и
завершение работы.
Повторение

ПК,
программное
обеспечение

18

Углубление знаний по работе в
программе PowerPoint
Работа
в Слайды. Выбор
макетов
программе MS
слайдов. Последовательность
Power
Point. действий
Повторение
при создании электронной
презентации. Основные
принципы дизайна.
Создание
презентации,
использование управляющих
кнопок и гипертекстовых
переходов.
Подготовка презентации к
показу,
демонстрация.
Автоматическая и ручная
смена
слайдов, установка
временных интервалов для
демонстрации
слайдов. Циклический непрер
ывный показ презентации в
автоматическом режиме.

Изучение
среды
программирования
Scratch.
Изучение двоичного кода
Создание игр на
Scratch. Что такое
язык
программирования

Игра
«Крестики- Спрайты для создания игр в
нолики»
среде Scratch, загрузка графики
и звука, создание программы
Игра
Спрайты для создания игр в
«Продвинутый
среде Scratch, загрузка графики
арканоид»
и звука, создание программы

Осваиваем
на
практике
Дизайн
презентации. Шабло
ны
презентации.
Принципы стилевого
оформления
презентаций. Цветов
ая
схема
слайда. Изменение
цветовой
схемы
слайдов презентации.
Ввод
и
редактирование
текста. Работа с
графической
информацией. Работа
с
сортировщиком
слайдов. Добавление
анимационных
эффектов, настройка
параметров
анимации. Вставка
звука, музыки и
видеоклипов
в
презентацию.
Осваиваем
на
практике Scratch
(Скретч) — среда
программирования
для
детей,
разработанная
в
Массачусетском
технологическом
институте (MIT). В
Скретче
можно
создавать
игры,
мультфильмы,
интерактивные
истории. Для сборки
программ
используются
разноцветные блокикоманды
с
подсказками.
Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch
Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
19

Игра
бой»

«Морской Спрайты для создания игр в
среде Scratch, загрузка графики
и звука, создание программы
Спрайты для создания игр в
Игра «Платформер» среде Scratch, загрузка графики
и звука, создание программы
История
Спрайты для создания игр в
компьютерных игр среде Scratch, загрузка графики
и звука, создание программы
Создаем
Спрайты для создания игр в
собственную игру
среде Scratch, загрузка графики
и звука, создание программы

Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch
Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch
Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch
Осваиваем на
практике работу в
редакторе Scratch

Презентация
созданных игр

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

Защита
созданных
игр, Осваиваем
на
пробное
тестирование практике методику
игрового продукта
представления своего
продукта
Знакомство
со Изучение
новой
среды Осваиваем
на
средой
программирования
Roblox. практике интерфейс
программирования Интерфейс, написание команд среды
Roblox Studio и кода
программирования
основами
Roblox
интерфейса

ПК,
программное
обеспечение

Создание объектов

Создание
SpawnLocation,
управление камерой, создание
объектов,
использование
BrickColor

ПК,
программное
обеспечение

Цвета и материалы

Создание
платформы,
дублирование
блоков,
цветовая
модель
RGB,
использование материалов

Работа с объектами

Контрольные
столкновения,
игры.

Осваиваем
на
практике интерфейс
среды
программирования
Roblox.
Создание
объектов
Осваиваем
на
практике написание
кода
на
языке
программирования
Lua.
Осваиваем
на
практике инструмен
ты при работе с
объектами в Roblox.

Работа с моделями

Основы Toolbox, создание Осваиваем
на
дерева, группировка, создание практике Toolbox,
леса
создание дерева из
блоков, группировка,
создание леса

ПК,
программное
обеспечение

Строительство
Парфенона

Создание сложного объекта.
Создание фундамента, стен,
колонн, крыши, источники
света, эффект огня

ПК,
программное
обеспечение

точки,
публикация

Осваиваем
на
практике создание
сложного объекта по
блокам, вырезание
окон и дверей при

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

20

Разработка
ландшафтов

Создание города

помощи
команды,
установка эффектов.
Terrain Editor, Map Setting, Осваиваем
на
добавление
гейзера, практике создание
добавление
эффектов, объектов
и
создание ландшафтов
добавление эффектов
Викторина,
план
создание реквизитов

города, Осваиваем
практике

на

создание
собственного города по
плану

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

Создание сценариев Создание скрипта, редактор Осваиваем
на
скриптов,
переменные, практике написание
множественное присваивание скриптов

ПК,
программное
обеспечение

Циклы

Комментарии,
циклическое Осваиваем
на
изменение цвета, локальные практике цикл,
переменные, структура цикла локальные
переменные
Создание
функций
и Осваиваем
на
эффектов, вызов функции, практике создание
функция для уничтожения функции,
вызов
огня, создание экземпляра
функции

ПК,
программное
обеспечение

Ловушки,
использование Осваиваем
на
событий, уничтожение частей, практике создание
создание моста
событий
через
ловушки,
уничтожение частей,
создаем мост
Условия if-then, сравнение и Осваиваем
на
присваивание,
операторы практике программ
сравнения, функция onTouch
ирование
условий,
операторы сравнения
Цикл for, создание обратного Осваиваем
на
отсчета, создание лампы, практике создание
бесконечный цикл
обратного отсчета,
программируем
бесконечный цикл
Временный мост, создание Осваиваем
на
SurfaceGUI,
свойства практике создание
TextLabel,
функция функции
buttonPressed()
buttonPressed(),
создание SurfaceGUI
Создание финишной черты, Осваиваем
на
логические
переменные, практике создание
функция
partTouched(), финиша, применение
подсчет времени и вручение логических
медали
переменных,
функция
касания
partTouched()

ПК,
программное
обеспечение

Функции

События

Условия

Цикл с параметром

Таймер

Сложные условия

ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

21

Начисление очков

Массивы

Разработка
приключенческой
игры
Итоговое занятие

Создание объектов, дающих Осваиваем
на
очки
практике создание
объектов
и
их
программирование
для начисления очков
Создание и использование Осваиваем
на
массивов, создание бота
практике создание
массивов, их вид и
применение,
программируем бота
Разработка инвентаря, работа Осваиваем
на
со словарями, модульное практике создание
программирование, открытие магазина
и
его
сокровищ, настройка проекта, программирование,
создание таблицы лидеров, настройка
создание
предметов
и инструмента,
инструмента,
разработка разработка
магазина, монетизация игры, монетизации,
настройка и публикация игры. покупка расширения.
Презентация созданных игр

ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение
ПК,
программное
обеспечение

ПК,
программное
обеспечение

22

Планируемые результаты
Планируемые
результаты обучения

Предметные

Стартовый уровень
знать:
правила техники безопасности в
компьютерном
классе,
требование
к
организации
рабочего места;
правила
поведения
в
компьютерном классе;
основные сферы применения
компьютеров;
основные
команды
для
включения и выключения ПК,
открытия программ;
правила
работы
в
сотрудничестве;
правила оформления проекта;
правила анализа собственной
деятельности (её хода и
промежуточных результатов);
правила
использования
монологической речи.
уметь:
определять проблему, ставить
учебные
цели,
проверять
достижимость целей с помощью
учителя;
действовать
по
заданному
алгоритму,
предложенному
учителем;
точно выполнять действия под
диктовку педагога;
находить общий признак для
группы предметов;
управлять объектами на экране
монитора;
четко
понимать
сформулированные идею и цель
проекта;
осмыслить задачу, для решения
которой недостаточно знаний;
целенаправленно и осознанно
развивать
свои
коммуникативные способности,
осваивать новые языковые
средства.
вести дискуссию, отвечать на
незапланированные вопросы;

Базовый уровень
знать:
правила техники безопасности в
компьютерном классе, требование к
организации рабочего места;
правила поведения в компьютерном
классе;
основные
сферы
применения
компьютеров;
основные команды для включения и
выключения
ПК,
открытия
программ;
правила работы в сотрудничестве;
правила оформления проекта;
правила
анализа
собственной
деятельности
(её
хода
и
промежуточных результатов);
правила
использования
монологической речи.
уметь:
определять
проблему,
ставить
учебные
цели,
проверять
достижимость целей с помощью
учителя;
действовать
по
заданному
алгоритму,
предложенному
учителем;
точно выполнять действия под
диктовку педагога;
находить общий признак для группы
предметов;
управлять объектами на экране
монитора;
четко понимать сформулированные
идею и цель проекта;
осмыслить задачу, для решения
которой недостаточно знаний;
целенаправленно
и
осознанно
развивать свои коммуникативные
способности,
осваивать
новые
языковые средства.
вести дискуссию, отвечать на
незапланированные вопросы;
формулировать цель проекта и
понимать, чем цель отличается от
задачи;
обосновывать идею и цели проекта;
формулировать задачи и определять
действия по их реализации;
23

Метапредметные

формулировать цель проекта и
понимать, чем цель отличается
от задачи;
обосновывать идею и цели
проекта;
формулировать
задачи
и
определять действия по их
реализации;
анализировать
свои
возможности, сильные и слабые
стороны
в
реализации
проектной идеи;
найти свое место в разработке и
реализации проекта;
разработать
проект
в
соответствии с общей схемой
проектирования;
подвести итоги реализации
проекта и представить их в
публичном выступлении.
самостоятельно
определять
проблему, ставить учебные и
жизненно - практические цели,
проверять достижимость целей,
самостоятельно
определять
порядок действий;
планировать свою учебную
деятельность,
оценивать
степень и способы достижения
цели в учебных и жизненных
ситуациях,
самостоятельно
исправлять ошибки;
отвечать на вопрос, чему нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи;
самостоятельно
найти
недостающую информацию в
информационном поле;
проводить анализ при решении
логических задач;
выделять
существенный
признак предмета и группы
предметов;
использовать навыки оценочной
деятельности.

анализировать свои возможности,
сильные и слабые стороны в
реализации проектной идеи;
найти свое место в разработке и
реализации проекта;
разработать проект в соответствии с
общей схемой проектирования на
платформах Scratch и Roblox;
подвести итоги реализации проекта
и представить их в публичном
выступлении.
самостоятельно
определять
проблему, ставить учебные и
жизненно - практические цели,
проверять достижимость целей,
самостоятельно определять порядок
действий;
планировать
свою
учебную
деятельность, оценивать степень и
способы достижения цели в учебных
и
жизненных
ситуациях,
самостоятельно исправлять ошибки;
отвечать на вопрос, чему нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи;
самостоятельно
найти
недостающую
информацию
в
информационном поле;
проводить анализ при решении
логических задач;
выделять существенный признак
предмета и группы предметов;
использовать навыки оценочной
деятельности.

начало формирования навыка
поиска
необходимой
информации для выполнения
учебных заданий;
сбор информации;

продолжение формирования навыка
поиска необходимой информации
для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью
ИКТ); анализ информации;
24

обработка
информации
(с
помощью
ИКТ);
анализ
информации;
передача информации (устным,
письменным,
цифровым
способами);
самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель;
использовать общие приёмы
решения задач;
контролировать и оценивать
процесс
и
результат
деятельности;
моделировать, т.е. выделять и
обобщенно фиксировать группы
существенных
признаков
объектов с целью решения
конкретных задач.
подведение под понятие на
основе распознавания объектов,
выделения
существенных
признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным
критериям;
установление аналогий;
Личностные

передача информации (устным,
письменным,
цифровым
способами);
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную
цель;
использовать
общие
приёмы
решения задач;
контролировать
и
оценивать
процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и
обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с
целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация
по
заданным
критериям;
установление аналогий;

Стимулирование интереса к Стимулирование
интереса
к
экспериментированию
и экспериментированию
и
программированию,
как программированию,
как
содержательной
поисково- содержательной
поисковопознавательной деятельности;
познавательной деятельности;
воспитание
позитивного воспитание позитивного отношения
отношения
к
окружающей к окружающей действительности;
действительности;
развитие логического и образного
развитие
логического
и мышления
детей,
внимания,
образного мышления детей, оперативной
памяти,
внимания, оперативной памяти, наблюдательности;
наблюдательности;
развитие
пространственного
развитие
пространственного воображения;
воображения;
развитие креативных способностей,
развитие
креативных творческой активности, фантазии;
способностей,
творческой развитие
самостоятельности
в
активности, фантазии;
принятии оптимальных решений в
развитие самостоятельности в
различных ситуациях.
принятии оптимальных решений в
различных ситуациях.

25

Календарный учебный график

72

Начало
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1-й год
обучения

15.09.2025

31.05.2026

36

72

72

1 занятие по
30 минут 2
раза в
неделю

2-й год
обучения

15.09.2025

31.05.2026

36

72

72

1 занятие по
30 минут 2
раза в
неделю

Каникулы:
31 декабря – 11 января 2026 г.

Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы
Компьютеры ученика и учителя, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным
контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой
ввод с микрофона и др.
Периферийное оборудование:
 принтер (черно/белой печати, формата А4);
 устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат и пр.);
 акустические колонки;
 оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования
для подключения к сети Интернет, сервер).
 вспомогательное оборудование (джойстики, выносные кнопки и т.д.)
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том
числе семейств Mac OS, Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на
компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для
использования во всей Станции юных техников или на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания программы «Увлекательный мир информатики»
необходимо наличие следующего программного обеспечения:
 операционная система;
 файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
 почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
 браузер (в составе операционных систем или др.);
 мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
 антивирусная программа;
 программа-архиватор;
 система оптического распознавания текста;
26

 программа интерактивного общения;
 клавиатурный тренажер;
 интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
 звуковой редактор;
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
 RapidTyping
 Microsoft Office
 Scratch
 Roblox Studio
 Любой браузер (Ехplorer, Safari, Mozilla)
2. Методические материалы
№

1

2
3-4

5

6
7-8

9-10

11-12

13-14

15
16
17

1 год обучения (стартовый уровень)
Тема занятия
МатериальноФормы, методы,
техническое
приемы обучения.
оснащение,
Педагогические
дидактикотехнологии
методический
материал
Введение.
Техника ПК, интерактивная
Беседа.
безопасности. Компьютер и его
панель,
Коллективная
основные части. Запуск ПК и
раздаточный
система обучения
завершение работы
материал
Устройства ввода и вывода
Курсоры и указатели. Отработка ПК, интерактивная
Система
навыков управления в минипанель
последовательных
играх
заданий
ПК, интерактивная
Беседа.
панель,
Коллективная
раздаточный
система обучения
Текстовый курсор
материал
Набор текста в программе ПК, интерактивная
Система
RapidTyping. Основы
панель
последовательных
заданий
Набор текста в программе
RapidTyping.
Регистровые
клавиши
Набор текста в программе
RapidTyping.
Цифровые
клавиши.
Набор текста в программе
RapidTyping.
Цифровая
клавиатура.
Набор текста в программе
RapidTyping.
Уровень
«Опытный»
Практическое задание
Компьютерное меню
ПК, интерактивная
Беседа.
панель,
Коллективная
Набор и редактирование текста
раздаточный
система обучения
в программе Word
материал

Формы учебного
занятия

Вводное занятие

Комбинированное
учебное занятие

Массовая форма
обучения
Комбинированное
учебное занятие

Массовая форма
обучения

27

18
19
20
21
22
23
24-25
26

27

28

Перемещение и копирование
текста
Форматирование
символов.
Форматирование абзацев
Форматирование
текста
с
помощью стилей
Форматирование
страницы.
Подготовка документа к печати
Оформление текста WordArt
Добавление
графических
объектов в документ
Работа с таблицами
Оформление текста WordArt.
Повторение
Запуск и завершение работы,
знакомство с элементами окна
программы MS
PowerPoint.
Сохранение презентации
Создание первых 5 и более
слайдов в MS PowerPoint с
применением
графических
изображений

29

Выбор дизайна презентации

30

Работа с текстом

31

Работа с изображением

32

Добавление эффектов анимации
Использование звука, музыки и
видео в демонстрации слайдов
Создание элементов управления
презентации

33
34
35
36
37-38
39

Показ презентации
Знакомство
со
средой
программирования Scratch
Создание простых команд для
управления спрайтами
Рисование
прямоугольных
геометрических фигур спрайтом
на белом фоне

42-43

Игра «Пинг-понг»
Игра
«Волшебные
превращения»

44-45

Игра «Поймай яблоко»

46-48

Игра «Жук на трассе»

40-41

49-51
Проект «Математика»

ПК, интерактивная
панель

Система
последовательных
заданий
Развивающее
обучение

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая форма
обучения

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая форма
обучения

Система
последовательных
заданий
Развивающее
обучение

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель

Система
последовательных
заданий
Развивающее
обучение

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал

Беседа

Массовая форма
обучения
Массовая форма
обучения

Беседа.
Коллективная
система обучения

ПК, интерактивная
панель

Система
последовательных
заданий
Развивающее
обучение

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель,

Беседа.
Коллективная
система обучения

Массовая форма
обучения
28

52-54

Проект викторина «Страны и
столицы»

55-56
57-58
59-60
61-64
65-68
69-72

Мини-игра «Снежная змейка»
Лабиринт
Танчик-шутер
Накорми пингвина
Затерянный город
Арканоид

раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель

Система
последовательных
заданий
Развивающее
обучение

Комбинированное
учебное занятие

Методические материалы
2 год обучения (базовый уровень)
№

Тема занятия

Введение.
Техника
безопасности. Компьютер и его
основные части. Запуск ПК и
завершение работы. Повторение
2-3 Набор и редактирование текста
в программе Word. Работа с
карточками
4
Оформление текста WordArt.
Повторение
Работа
в
программе MS
5-7 PowerPoint. Повторение
8
Создание игр на Scratch. Что
такое язык программирования
9-12 Игра «Крестики-нолики»
13-16 Игра «Продвинутый арканоид»
17-20 Игра «Морской бой»
21-26 Игра «Платформер»
27
История компьютерных игр
28-31
Создаем собственную игру
32-33
Презентация созданных игр
Знакомство
со
средой
34
программирования
Roblox
Studio и основами интерфейса
35
Создание объектов
36
Цвета и материалы
37
Работа с объектами
38
Работа с моделями
39-40 Строительство Парфенона
41-42 Разработка ландшафтов
43-44 Создание города
45-46 Создание сценариев
47-48 Циклы
49-50 Функции
1

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

Беседа. Проектные
методы обучения

Вводное занятие

Беседа. Проектные
методы обучения.
Система
последовательных
заданий

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал

Беседа. Проектные
методы обучения

Комбинированное
учебное занятие

Беседа. Проектные
методы обучения.
Система
последовательных
заданий
Представление
собственной игры
Беседа

Комбинированное
учебное занятие

Система
последовательных
заданий

Комбинированное
учебное занятие

Система
последовательных
заданий

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель
ПК, интерактивная
панель
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал
ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал

Коллективная
форма обучения
Массовая форма
обучения

29

51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-71
72

События
Условия
Цикл с параметром
Таймер
Сложные условия
Начисление очков
Массивы
Разработка приключенческой
игры
Итоговое занятие

ПК, интерактивная
панель,
раздаточный
материал

Система
последовательных
заданий

Комбинированное
учебное занятие

ПК, интерактивная
панель

Метод проектов

Демонстрация

Формы аттестации/контроля
В процессе обучения используются следующие формы занятий:

вводное занятие,

комбинированное учебное занятие,

занятие-презентация,

демонстрация,

индивидуально-коллективная,

массовая,

проектная деятельность.
Промежуточный контроль осуществляется на занятиях повторениях, в виде самостоятельно
выполняемых заданий и упражнений.
Итоговый контроль защита индивидуального проекта.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при помощи текущего и
итогового контроля в форме викторин, олимпиад, защиты проектной работы. Возможно
проведение мастер-класса в форме открытого занятия, объединения для посещения другими
учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.
Важным показателем работы ребёнка, да и учителя, является «Портфель достижений
обучающегося». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям
труд и т.д.), а также самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
В связи с этим работа объединения «Удивительный мир информатики» посвящена, в том
числе и пополнению «Портфеля достижений» каждого ребенка. Выполняя задания по основным
разделам программы и различные олимпиадные задания, обучающиеся смогут усвоить алгоритм
самооценки устных ответов и письменных работ, осознать необходимость этого умения за
пределами занятия; отличать предметные умения от универсальных учебных действий, а также
пополнять свой «Портфель достижений» заслуженными дипломами и грамотами.

30

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
31

организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МКУ ДО Станция юных техников.
21. Локальные акты МКУ ДО Станция юных техников.
Список литературы, используемый педагогом:
1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 3, 4 класс. («Мой инструмент компьютер»).
2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Мой инструмент компьютер. 3 класс:
Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2012.
3. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4
классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 24 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. И доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2013.
6. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
7. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд.
– М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
9. Торгашева Ю. Программирование для детей. Учимся создавать игры на Scratch. — СПб.:
Питер, 2018.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. – Просвещение, 2011 г.
Список литературы, используемый обучающимися:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 3 класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 – М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1, Ч.2. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 3 класса. Ч.1, Ч.2. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4.ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 1-4 классы
(http://school-collection.edu.ru/).
5.ЭОР
Единой
коллекции
«Виртуальные
лаборатории»
(http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
6.ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 1 класс, Н.В. Матвеева и др.
32

7.ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
8.ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
9.ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
10.Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
11.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2018 г. электронный оптический диск (CD-ROM).

33

Приложение 1

Оценочные материалы
1. Критерии оценки презентации
№

Направление
оценки

1

Актуальность
проекта

Качество
технологических
2
решений/результатов
проекта

3

Представление
проекта

4

Структура
презентации
(публичное
выступление)

5

Качество
исполнения
презентации/стенда

Критерий оценки
актуальность полученных результатов
использование современных данных и (или) инструментария
использование иностранных языков
использование результатов самостоятельных исследований
(оригинальных идей)
возможность (готовность) к тиражированию технологических
решений/результатов
доступность реализации технологических решений
свободное владение содержанием работы
ясное и грамотное изложение материала
увлекательная подача материала
свободное и корректное взаимодействие с аудиторией,
компетентные ответы на вопросы и замечания
соблюдение временного регламента
количество
слайдов
соответствует
содержанию
и
продолжительности выступления (для 7-минутного выступления
рекомендуется использовать не более 10 слайдов)
презентация отражает основные этапы исследования (проблема,
цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст
легко читается
используются средства наглядности информации (таблицы, схемы,
графики и т. д.)
оформление соответствует теме, не препятствует восприятию
содержания, используется один и тот же стиль оформления
материала
орфографическая и пунктуационная грамотность

2.
Критерии оценивания компьютерной игры
Графика – это основная, но не единственная часть оформления игры. «Оформление»
звучит не так привычно, как «графика», но это более ёмкое слово. В оформление игры входит:
графика, звук, интерфейс, общий стиль. Всё это вместе и даёт первые впечатления от игры, на
которые ведутся основные массы игроков. Внешний вид – красивая обертка игрового процесса,
и первая составляющая, которую мы будем оценивать отдельно от целого.
Геймплей – иностранное слово, которое прочно укоренилось в среде игроков, дословно
обозначающее «играбельность игры», а по смыслу значащее «то, насколько интересно играть в
игру». Человеку, далекому от игровой индустрии, сложно будет объяснить значение такого
термина. По-русски проще будет назвать этот компонент «Правила игры» или «Механика игры».
В это понятие входит то, какие действия можно совершать внутри игры, какие ситуации
происходят, как игра реагирует на те или иные поступки игрока. «Механику» ценят, в основном,
34

более опытные игроки, проводящие за играми большую часть свободного времени. Геймплей –
основа любой игры, её рабочая часть, это наш второй и центральный компонент.
Сюжет – повествовательная часть игры, рассказывающая историю мира, персонажей,
раскрывающая их мотивы и поступки. Сюжеты успешных игр становятся частью общеигровой
культуры, они наиболее интересны тем игрокам, которые предпочитают больше общаться и
делиться мнениями на форумах, чем играть.
Оформление (графика, звук, интерфейс, стиль). Механика (геймплей – количество и
качество игровых возможностей). Содержание (сюжет, логичность событий, проработанность
персонажей, мира).

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».